На прошлой неделе фракция «Единой России» в Законодательном собрании явно с опозданием проявила взлёт радения о демографической ситуации в Забайкальском крае. Она заслушала представителей Минздрава и Минсоцзащиты региона, но кардинальных решений для исправления положения не было.
В минусе и количество, и качество
А в это же время в ходе недавнего отчёта перед депутатами Заксобрания Александр Осипов с благодушием изрёк: Забайкальский край больше не теряет население, так как сколько забайкальцев уезжает из региона, столько и приезжает к нам на жительство.
Трудно сказать, откуда эти сведения у главы нашего края, но даже в ходе упомянутого обсуждения на фракции единороссов депутаты констатировали, что отток коренного населения в крае налицо. Да и в бюджетном прогнозе, который утвердил сам губернатор, говорится, что на следующий 2026 год ожидается количество населения в крае 971,8 тысячи человек (на начало текущего года зафиксировано 983,8 тысячи, то есть за год теряем более 11 тысяч человек), в 2027 году ожидаем 964,3 тысячи, а в 2028 году – 957,9 тысячи забайкальцев. Ну, какое уж здесь благодушие – теряем 28 тысяч человек за три года, не многовато ли для нашего края, где губернатор не устаёт повторять, что главной задачей для себя он видит сохранение народонаселения.
Конечно, это только прогноз, но практическая жизнь показывает, что, к сожалению, прогнозы у нас часто не оправдываются не в нашу пользу. Вот, например, официальный прогноз численности населения Забайкальского края, сделанный региональным правительством от базового показателя 2018 года до 2036 года. От 1 миллиона 65 тысяч забайкальцев в 2018 году мы постепенно должны скатиться до 934,7 тысячи человек в 2036 году. До этой даты ещё десять лет, но мы ударными темпами уже приближаемся к этой пугающей цифре количества населения в регионе.
Но даже не это главное, хоть и очень печальное. А что взамен уехавших мы в крае получаем? Если сравнить уехавших из Забайкальского края и приехавших по статусу занятости, то сравнение будет тоже не в пользу нашего региона. Из 19537 прибывших в 2024 году трудовую деятельность осуществляли 7494 человека. А из числа выбывших в другие регионы забайкальцев трудились на разных участках 10487 человек. Почувствуйте разницу. В наш край приехало 3078 специалистов, а уехало 4815 специалистов разного профиля. Не в пользу нашего края и по статусу рабочих: приехало 4038 рабочих, а уехало 5118. Всего же трудоспособных граждан приехало в край 17000 человек, а уехало 20220 забайкальцев.
По уровню образованности и трудоспособности мигранты из числа приехавших уступают тем, кто покинул наш край. И такую картину можно наблюдать ежегодно. А ведь это тот «золотой фонд» Забайкалья, о котором постоянно говорит губернатор Осипов.
Не в мобильности дело
Но в чём же видят причину высокой миграции населения нынешние единороссы Заксобрания края? На упомянутом совещании они отметили, что ▫️миграция объясняется высоким уровнем образованности молодёжи и высокой мобильностью среди подростков и молодых женщин». Что тут скажешь? Почему депутаты –единороссы не смотрят в корень, как советовал Козьма Прутков, а всё объясняют некими «объективными» причинами? И вот тут, конечно, надо смотреть в корень и понять: почему наш край, не обделённый природой, где есть и реки, и озёра, богатые флорой и фауной леса, степи, где солнечных дней в году не меньше, чем в южных районах страны, жить сегодня населению не очень комфортно?
Думается, на первом месте этого явления стоит не мобильность молодёжи, а обеспеченность жильём. Его строится сегодня в Забайкальском крае мало, и оно дорогое - квадратный метр благоустроенного жилья зачастую дороже, чем в центральных регионах страны. Продав квартиру, скажем, в Чите, люди уезжают в другие, более благоустроенные регионы и покупают квартиру там, нередко даже с экономией. Да и с хорошо оплачиваемыми рабочими местами в центральных регионах или крупных мегаполисах Сибири лучше, чем в Забайкалье. Хорошие дороги, медицинское обслуживание, связь тоже имеют немаловажное значение.
Можно приводить и другие факторы, которые влияют на высокую миграцию из региона, но важно понять одно: миграция - это не стихийное бедствие, она управляема. Она отражает качество работы регионального правительства.
Желание есть, источников нет
Депутаты всё-таки признали, что «забайкальский крест» никуда не делся и продолжает усугубляться. Они отметили, что за 9 месяцев текущего года по сравнению с тем же периодом 2024 года в регионе родилось малышей на 7,6% меньше. А количество умерших выросло до 18% к факту 9 месяцев прошлого года. И пусть с большим опозданием, но кое-что радикальное предлагают сделать для исправления ситуации. Ну, вот, например, замглавы Минсоцзащиты края Татьяна Сараева сообщила обнадёживающую весть: их ведомство разработало проект закона, направленный на поддержку молодых родителей. Согласно проекту, женщины, родившие первого ребёнка после 31 декабря 2025 года, смогут получить выплату размером в 1 млн рублей. Это предложение касается тех, кто живёт в Забайкалье, учится или работает в государственных учреждениях, а также является студентами учебных заведений различного уровня. Возраст претендентов должен составлять от 18 до 25 лет. Аналогичная поддержка планируется в отношении семей, у которых появится второй или третий ребёнок.
Есть ли на этот законопроект деньги и какая сумма для его реализации нужна, Татьяна Сараева ответила расплывчато: дескать, поддержка губернатора имеется, а вот с источниками сложнее, сейчас Минсоцзащиты их ищет. Предполагается, что соответствующий закон начнет действовать с 2026 года, а помощь семьям с двумя и тремя детьми введут ориентировочно с 2027 года. Потребность средств бюджета края на реализацию инициативы по стимулированию рождения детей составляет, по предварительным данным Минсоцзащиты, 1,8 млрд рублей.
Как видим, сумма не маленькая, сумеют ли её найти и включить в бюджет, который будет утверждаться уже примерно в середине декабря, тоже неясно. Поэтому неплохой законопроект по поддержке молодых семей и стимулированию их к деторождению, судя по всему, пока на подвесе.
Почему мы говорим о том, что и депутаты, и ведомства спохватились на этот счёт слишком поздно? Если говорить о естественном движении населения, то ещё в 2018 году число родившихся было пусть ненамного, но больше, чем умерших – соответственно 13546 и 13146 человек. В последующие годы мы столкнулись с таким явлением, который и называем «забайкальский крест» - то есть число умерших забайкальцев стало превышать количество родившихся. В 2022 году родилось 11122 младенца (заметьте, что за пять лет их стало меньше на 2424 человека), зато умерших стало больше - 13741 человек. На 1000 человек населения Забайкалья родилось всего 11,2 человека, а умерло – 13,8. (В текущем году см. выше).
И причины этого более чем тревожного явления очевидны. Молодых людей в крае становится всё меньше. Так, 10 лет назад молодые люди от 20 до 40 лет в крае составляли 359,7 тысячи человек, то в 2024 году – 300 тысяч. А если взять самый подходящий возраст для создания семьи - от 20 до 35 лет - то разница ещё больше: с 277 тысяч до 212 тысяч человек. Но и это ещё не самое тревожное. Забайкалкрайстат ежегодно фиксирует на 100 браков до 88 разводов. Плюс социальные проблемы, о которых сказано выше. Где уж тут ждать увеличение рождаемости!
Так что проблема комплексная и решать её, думается, надо было давно и тоже комплексными мерами.