Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

В России стремительно растет интерес к наставничеству

Центр знаний "Машук", расположенный в Пятигорске, за три года стал флагманом подготовки управленческих и просветительских кадров для системы образования.

Здесь формируются новые подходы к наставничеству, создаются программы для директоров школ, педагогов, специалистов по воспитанию и участников СВО, а образовательные онлайн-курсы на цифровой платформе Центра уже охватывают десятки тысяч слушателей по всей стране. О том, как "Машуку" удалось выстроить собственную образовательную экосистему, почему программа кадрового резерва стала социальным лифтом и какие проекты Центра находят отклик у иностранной аудитории либо как его проекты выходят на международный уровень, в интервью "РГ" рассказал генеральный директор Центра знаний "Машук", заместитель генерального директора Российского общества "Знание" Антон Сериков.

Антон Владимирович, какие проекты за последние три года стали для вас флагманскими? За счет чего Центру удалось так масштабироваться?

Антон Сериков: Прежде всего, наш Центр - это команда. На бумаге можно написать любую амбициозную стратегию, но без людей, которые искренне разделяют миссию, ничего бы не получилось. За три года мы провели около 400 образовательных программ, и каждая из них - это увлеченные участники, новые инициативы, методические разработки и колоссальный опыт. Мероприятия шли не только в Пятигорске, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и других городах. Мы объехали практически весь Северный Кавказ и внесли весомый вклад в развитие системы образования и молодежной политики каждого партнерского региона.

Благодаря всероссийскому исследованию, результаты которого Центр недавно представил с АЦ ВЦИОМ, мы лучше и глубже поняли аудиторию педагогов и наставников и ее основной запрос. Это позволило точнее настраивать программы.

Если говорить о флагманах, то одним из наших ключевых проектов стала программа управленческого кадрового резерва, стартовавшая в прошлом году. Она стала настоящим прорывом и позволила создать новые социальные лифты. Мы привыкли работать с учителями, наставниками, молодыми специалистами, но управление образованием - это другой уровень. В программу вошли 70 человек: руководители школ, сотрудники министерств, представители региональных команд.

Мы не стремились обучить как можно больше людей, а хотели, чтобы выпускникам, получившим актуальные навыки и компетенции, становились доступны новые социальные лифты. Так и произошло: уже на программе губернатор Хабаровского края назначил министра, а чуть позднее - его заместителя, затем наша выпускница заняла должность в Минпросвещения России.

Мы разделили работу с кадровым резервом страны на две составляющие, запустив образовательную программу "Директор на высоте". Она вызвала огромный интерес: более 700 заявок на 100 мест.

Во втором потоке программы подготовки высшего кадрового резерва системы образования мы ввели квоту для участников СВО. Это решение принимали осознанно: сегодня особо ощутимо, что опыт и навыки наших бойцов востребованы в области воспитания подрастающего поколения.

Вы упомянули исследование с АЦ ВЦИОМ. Какие результаты оказались для вас самыми неожиданными?

Антон Сериков: Самое интересное - высокий уровень интереса у респондентов к теме наставничества. Мы несколько раз перепроверяли цифры, потому что 79 процентов россиян, имеющих или имевших наставника в определенный период, - это очень много. И это говорит о том, что общество не воспринимает наставничество как формальный институт, а считает наличие опытного куратора и проводника естественной частью жизни и одной из главных ценностей.

Значимым оказался и вопрос о том, кто именно выступает наставником. Родители и учителя идут практически на равных позициях. Учитель - это действительно "вторая семья", и это не укоренившийся шаблон, а реальное восприятие гражданами. Я часто рассказываю об этом педагогам: иногда они недооценивают собственное влияние.

Стрессоустойчивость бывших бойцов СВО бесценна при работе на управленческих должностях

Более половины молодых людей хотят стать наставниками - это тоже интересный сигнал. Поколение Z часто называют индивидуалистичным, но данные показывают, что ребята хотят передавать опыт, хотят быть полезными. Это очень мощный ресурс, который мы как флагманы развития этого направления должны принять во внимание.

Нам также показалось важным, что наставник для людей - это не всегда про знания. На втором месте - эмоциональная поддержка. Это меняет понимание роли педагога, наставника, тренера: человек ищет не только методику, но и уверенность, смысл, ответы на сложные вопросы. Получается, что наставничество - это не только механика передачи компетенций, но и значимая часть морально-нравственной опоры.

Как вы оцениваете качество дистанционного обучения на платформе "Цифровой Машук"?

Антон Сериков: Когда мы запускали платформу, было много сомнений. Мы привыкли работать очно, видеть живую реакцию, подстраиваться под аудиторию. Но жизнь показала, что качественный цифровой продукт может быть не заменой, а продолжением очного обучения.

Курс "Введение в специальность" получился очень многогранным и практикоориентированным. Мы собрали людей, которые действительно могут вдохновить: лучших педагогов страны, ученых, директоров школ, победителей конкурсов , представителей федеральных министерств, участие принял министр просвещения РФ Сергей Кравцов. В своих лекциях эксперты не говорили о сухих фактах, а рассказали о своем профессиональном пути, в том числе о том, почему они выбрали конкретную профессию, какие трудности смогли преодолеть. Такой подход нашел отклик не только у студентов и молодых специалистов, но и у опытных педагогов, которые с интересом участвовали в активностях курса, писали отзывы и рекомендовали его другим.

Другой наш курс - "Инструменты наставника. Школа" стал действительно универсальным. К нему обращаются те, кто на ежедневной основе примеряет роль значимого взрослого, - это представители педагогического сообщества, наставники на производстве. Мы даем конкретные инструменты: как правильно давать обратную связь, как формировать мотивацию, как работать с целеполаганием.

У нас уже сейчас свыше 30 тысяч пользователей, до конца года будет около 40 тысяч слушателей, а в будущем - 50-60 тысяч ежегодно. Это кратный рост охвата по сравнению с очными формами.

С какими запросами к специалистам вашего Центра чаще всего обращаются регионы?

Антон Сериков: Первые запросы были от соседних регионов - это естественно. Но затем география расширилась. Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Дагестан - каждый регион обращался со своими целями и задачами. Самым трогательным и сложным проектом стала программа для учителей, работающих с детьми участников СВО. Мы делали ее вместе с профессиональными психологами: учителю важно чувствовать, как правильно поддержать ребенка, который живет в непростых обстоятельствах.

Дальневосточные регионы испытывают сложности с логистикой, поэтому наша команда организовала выездные образовательные модули на площадках партнеров. В Камчатском крае и на базе ДВФУ провели несколько крупных образовательных интенсивов. Люди там невероятно мотивированы, но для них переезд в Центральную Россию - дорого и сложно. Когда Центр сам приезжает к ним, они воспринимают это как уважение и поддержку.

Работаем и с регионами Сибири, Юга России. Коллегам из Луганской Народной Республики помогли реализовать амбициозную задачу разработки концепции развития образования до 2030 года.

Некоторые проекты получились уникальными. Например, в преддверии нового учебного года мы провели в Санкт-Петербурге авторскую программу "Педагогический марафон" - на теплоходе. Это был эксперимент, но он дал удивительный эффект: люди жили и учились вместе несколько дней без отвлекающих факторов. В конце года пройдет "Машук Полярный" в Мурманске - еще один особый формат, где география становится частью содержания.

Как развивается ваше международное направление?

Антон Сериков: Сначала мы работали с белорусскими коллегами - это позволило понять, насколько наши методы могут быть интегрированы в другие системы образования. После этого были делегации министерств из Киргизии и Абхазии. Мы делали для них авторские программы: рассказывали о методах работы с наставниками, о современных подходах к школьному управлению, делились лучшими кейсами.

Всего за несколько лет у нас обучились представители более чем 50 стран: молодые педагоги, директора школ, студенты. Самой яркой стала программа для учителей русского языка со всего мира: там были представители стран Западной Европы, арабских государств, Азии. Они делились историями о том, как продвигают русский язык: кто-то - через литературные клубы, кто-то - через кино, кто-то - через проекты русской гастрономии. Это очень вдохновляло и наших слушателей, и экспертов.

Наша долгосрочная цель - создать на основе нашего опыта международную программу для директоров школ из дружественных стран. Это серьезный вызов, потому что образовательные системы различаются, но мы уверены, что базовые управленческие компетенции универсальны.

Какие проекты планируете запускать в следующем году?

Антон Сериков: Мы работаем над тем, чтобы наша программа для лекторов Российского общества "Знание" стала частью масштабного проекта по мотивации и поддержке этих уникальных специалистов. Планируем выезды в труднодоступные регионы, в том числе в Калининградскую область. Для государственных структур наставничество становится способом снижения адаптационных рисков, повышения эффективности служб. Мы помогаем службе судебных приставов создать внутреннюю систему наставничества, и теперь планы применить этот опыт есть у других ведомств. Отдельное направление - программы по межнациональному взаимодействию. Следующий год объявлен Годом единства народов России. Кавказ - уникальная территория, где люди разных культур живут рядом. У нас большой опыт работы с такими группами, и мы планируем создавать программы для специалистов из сферы национальной политики со всей страны.