Режиссер Галина Зальцман поставила в Театре имени Ленсовета спектакль "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова. Около 60 лет прошло со времени ее написания. Вампилов обозначил жанр - комедия.
"Я совершенно счастлив!", "Вы все мои дети!" - произносит в финале Сарафанов, "святой человек". А на двери большими буквами написано "Все люди братья".
Это уже третье обращение ленсоветовцев к пьесе о человеческом одиночестве, хрупкости счастья, о том, как случайная ложь может привести к настоящим чувствам.
Спектаклем Игоря Владимирова покорили Ленинград выпускники первого "владимировского" набора, и в 1974 году была открыта Малая сцена театра под названием "Ленинградский Молодежный театр". В 2001 году другой обучающийся при театре актерский курс (мастерская Владислава Пази) вновь обратился к этой пьесе, спектакль в постановке Юрия Бутусова стал событием театральной жизни страны, был в конкурсе Национальной театральной премии "Золотая маска". И в 2025 году театр с помощью Вампилова решил снова поговорить о неистребимой вере человека в чудо.
В спектакле заняты Александр Новиков, Александр Крымов, Иван Шевченко, Сергей Филипович, Татьяна Трудова, Римма Саркисян, Игнат Подобед, Марк Овчинников и другие. Сценографию сочинил Семен Пастух, один из самых известных российских художников-постановщиков, лауреат премий "Золотой софит", "Золотая маска".
Корреспондент "РГ" побывала на премьере, а затем задала несколько вопросов режиссеру Галине Зальцман и исполнителю роли Сарафанова - заслуженному артисту России Александру Новикову.
- Мы ничего не переносили в наши дни и не пытались избавиться от ситуаций, которые есть в пьесе, - рассказывает Галина Зальцман. - Все комедийные, лирические, мелодрамно-водевильные ситуации сохранены. Но у нас - воспоминание о счастье. Об этом мы рассуждаем. И важно, что Сарафанов был музыкантом, и его жизнь должна была сложиться иначе, а после контузии, которую он получил на войне, она стала складываться по-другому, потому что слух его покинул, удача тоже в связи с этим покинула.
Это такая мечта о счастье, которая рассыпается, но так его хочется. История "Старшего сына" - это скорее вымысел о том, что может произойти какое-то чудо, откроется дверь, войдет незнакомый человек и окажется старшим сыном. И никто никуда не уедет, и все будут вместе, будут счастливы, будут жить долго-долго, пить чай и вспоминать о том, как было хорошо, и как будет хорошо, и как сейчас хорошо. И ничего не будет меняться.
Сарафанова иногда сравнивают с королем Лиром: они объединены темой неоправданных родительских ожиданий и конфликта отцов и детей. Как и Лир, Сарафанов разочаровался в своих детях: один собрался уйти из дома, другая - улететь на Сахалин. Вы согласны?
Галина Зальцман: Мы можем сравнить Сарафанова с королем Лиром, действительно мотив такой есть, но тут вопрос, кто в ком разочаровался - что в трагедии Шекспира, что в "Старшем сыне". Это обоюдное разочарование, скажем так, потому что когда нам кажется, что кто-то не удовлетворяет наших потребностей и наших ожиданий, то наверняка есть и зеркальная сторона этого вопроса. Мы тоже кого-то не удовлетворяем, но только сами этого не замечаем. Это острая проблема, трагедия: люди не могут услышать друг друга. Вот что самое страшное.
Почему театры сейчас так часто ставят эту пьесу, как вы считаете?
Галина Зальцман: Видимо, время пришло еще раз к ней обратиться. В центре - человек, и пьеса сейчас приобретает вертикальность, открывается и становится не просто драмой про отношения внутри семьи, а про отношения с миром, который раскалывается на части, так же, как жизнь главного героя пьесы.
Александр Новиков: На мой взгляд, секрет столь частого обращения театров сегодня к Вампилову, в первую очередь к "Старшему сыну" и "Утиной охоте", кроется в том, что по прошествии почти 60 лет со времени их написания они безоговорочно попали в сегодняшний день. Мне кажется, что феномен понятия "советский человек" сегодня представляет огромный интерес. Советский человек - это очень сложная комбинация человеческих качеств, комбинация порой весьма парадоксальная. Думаю, что Вампилов неотделим от советской эпохи. Его герои крепко-накрепко вмонтированы в советский уклад жизни. Но это не ущербность, а колоссальное достоинство его драматургии, ведь именно в той эпохе кроется большинство ответов на сегодняшние вопросы. "Старший сын" - пьеса о лжи, которая породила правду и дала надежду на подобие счастья.
Спектакли Игоря Петровича Владимирова и Юрия Николаевича Бутусова становились огромными событиями в судьбе нашего театра. Роль Сарафанова играли Олег Леваков в первом спектакле и Дмитрий Лысенков - во втором. Мне невероятно лестно оказаться в компании этих прекрасных артистов, играя эту роль в нашей сегодняшней премьере. Огромные слова благодарности режиссеру Галине Зальцман за доверие это сыграть. Репетируя эту пьесу, мы были с ней очень бережны и нежны. Надеюсь, что в спектакле это ощущается.
Следующие показы спектакля состоятся 5 и 24 декабря.
Справка "РГ"
Галина Зальцман окончила актерский факультет ГИТИСа (курс А.В. Бородина), режиссерский факультет Театрального института им. Бориса Щукина (курс Юрия Погребничко) и магистратуру Школы-студии МХАТ (руководитель - Виктор Рыжаков). Лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска-2021".
Ее спектакли идут в Москве (Вахтанговский театр, "Современник", РАМТ), Петербурге (Театр на Васильевском, ТЮЗ им. Брянцева, Театр имени Ленсовета), Воронеже (Камерный театр), Самаре ("СамАрт"). Она главный режиссер лофт-пространства СТАЧКА Театра на Васильевском.