"Мечтай" рифмуется на "Алтай". Интервью с поэтессой Вероникой Шелленберг
Сегодня в проекте #встречисавтором - Вероника Шелленберг, литератор широкого размаха, выпускница Литинститута им. Горького, редактор альманаха "Складчина", глава регионального отделения Союза российских писателей, организатор и ведущая семинара "ПарОм". В интервью "Омск Здесь" она рассказала о том, что стало её главным источником вдохновения, кого можно назвать профессиональным писателем, как совмещать литературное творчество с общественной работой, каково слышать свой текст с театральной сцены и о чём её просили написать теленгиты, а также показала "Текстуры Омска" и свои картины. - Вероника, поэзия и живопись - ваши основные направления в творчестве. А что появилось в вашей жизни раньше? Почему предпочли профессиональное литературное образование художественно-изобразительному? - В чём-то здесь воля случая. После школы я поступала на худграф, был бешеный конкурс, и мне не хватило одного балла! Живопись, рисунок, композицию - всё сдала на "отлично", а на черчении поставила вектор не в ту сторону (дома восстановила чертёж). Вектор оказался судьбоносным. Не поступив, стала работать на завод транспортного машиностроения, встретила там будущего мужа, стихи начала сочинять. А когда была издана моя первая книга, я ощутила, насколько важна для меня поэзия. И, как в каждом деле, здесь нужно совершенствоваться. Поэтому подала документы в Литературный институт имени Горького и поступила с первого раза. Живопись никуда не делась, периодически я пишу. Раньше часто выходила на пленэры, даже в горы с этюдником ездила. А дворики на улице Волочаевской, Зелёный остров запечатлены, наверное, со всех ракурсов. Особенно, когда цветут яблони и сирень. Так я определилась с жанром: пейзаж. Тема Алтая появилась позже. Работаю дома, маслом, а эскизы на природе делаю акварелью. В прошлом году брала краски к подножью Белухи - и вот счастье! - рисовала с натуры свою любимую гору. В Омске мои пейзажи можно увидеть на выставках. - Каким образом Алтай стал вашей основной творческой темой? О чём ещё пишете? - На самом деле пишу я о многом и разном. Об одном цветении весеннем можно книгу издать. И о любви - отдельную. Лучшие, знаковые стихотворения (трудно было выбрать из сотен текстов) вошли в сборник "Снегопад - проводник" в серии "Поэзия омского Лукоморья", составленный В. М. Физиковым. А тема Алтая - неисчерпаемая, благодатная "золотая жила", которую мне повезло найти. На Алтай я начала ездить 20 лет назад, и меня поразила мощь и красота алтайской природы! Притянула. Я сплавлялась по Катуни, Чуе, Башкаусу, Чулышману, ходила в конные походы и в один прекрасный момент решила сделать походы своей работой на лето. Отучилась на курсах инструкторов по туризму и вот уже 11 сезонов отработала. Это удача, счастье - найти ещё одно дело, которое тебе нравится! И, водя маршруты к Шавлинским озёрам, к Белухе, по Улаганскону плато, по Укоку и в других заповедных местах, конечно, я стала писать о них. Но не просто восхищённо отражая природу, а сюжетно. Например, ласточка свила гнездо в аиле; жеребят отбивают от кобыл; конь провалился на старом мосту, мы его вытащили, но, согласно местным поверьям, "когда в тайге погибает конь, спасается человек!" Жеребец отогнал волков, напавших на табун. Мой друг застрелил волка, который преследовал нас… В каждом моменте - своя драматургия, и я переношу её в стихотворения. Часто езжу в деревню Балыктуюль в Улаганском районе, скакать на коне, для себя, без туристов. Там общаюсь с местными теленгитами. Они рассказывают мне легенды, разные истории, местные приметы. Например, спрашиваю у одного: "Как у вас тайга называется?" Мне в ответ: "Твёрдая и мягкая". И объясняет, что это такое. Я, впечатлённая, пишу стихотворение. Другой теленгит попросил прямо: "Напиши, Вероника, как кедры плачут! Мы их трясём, колотушкой бьём по ним, а они плачут… но орехи-то надо собирать". Я в тот же день пишу "Плач кедра". И про Пазырыкские курганы, разрытые и разграбленные, мне своё мнение алтайцы высказывали. Вместе с теленгитами я и коней искала в тайге, и табуны к деревне гнала, жила в зимовьях - и всё это стало темой для песни. На Алтае у меня совершенно другая, трудная, но удивительная, отличная от городской жизнь. Как не писать об этом? И стихами, и прозой. Фото увеличиваются по клику - О чём ваша повесть "Кара-Ак-Таш" и когда читателям ждать вторую часть? - Это этническое фэнтези, в основе которого - алтайские мифы и легенды. Вещь приключенческая. Главная героиня - одиннадцатилетняя современная девочка. Герой… но я не буду раскрывать все карты. Герой должен выбрать светлую или тёмную сторону, чем-то неизбежно пожертвовать. Книга о ценности дружбы и жизни, о глубинной взаимосвязи человека и природы. С написанием второй книги всё сложно. Я её начала, но вдруг меня перестал увлекать сам жанр фэнтези. Возможно, всё придётся переписывать в другом жанре, делать на стыке жанров… Но как раз такая суперзадача мне и интересна! - У вас десять поэтических книг, две прозаические, а где ещё публиковались ваши произведения? Есть ли у вас неизданные тексты? - Практически все мои лучшие стихотворения, кроме книг, изданы в журналах и альманахах "Арион", "День и ночь", "После 12", "Сибирские огни", "Мурзилка", "Огни Кузбасса", "Москва", "Под часами", "Складчина", "Урал", в "Литературной газете" и другой периодике. Но дальнейшая судьба некоторых литературных произведений не зависит только от автора. В моём "писательском столе" лежит готовое либретто к рок-опере "Вий". К нему и музыка есть, и записано несколько арий, но до воплощения на сцене дело пока не дошло. Есть пьеса по известной повести Гуго Вормсбехера. Я даже летала в Москву, разговаривала с ним, показывала текст, просила разрешения оставить главного героя живым в пьесе. Разрешение-то я получила, но моя пьеса, заказанная театром, так и не была поставлена. И, скажем так, литературная составляющая здесь ни при чём. Фото: Ирина Четвергова Часть рассказов не опубликована. Отложено в "долгий ящик" "Путешествие трёх красок". Это познавательная, детективная история для детей, действие в которой происходит в нашем музее имени М. А. Врубеля. Музеем заказанная, одобренная, оплаченная, она так и не дошла до читателя. Но я уже оставила всё это "с той стороны перевала", возвращаться не собираюсь. Иду дальше. Возможно, сотни неизданных страниц помогли мне найти верный образ, точное слово в каком-то стихотворении. Значит, написаны были не зря. Однако сборник рассказов сделать планирую. Опубликованных в периодике и неизданных. В основном это реализм и мистический реализм. Новые стихотворения для детей, рассыпанные по разным периодическим изданиям, хотелось бы в отдельную книгу собрать. - А какие ваши драматургические произведения зритель увидел? - Пьеса "В чём секрет волшебства?", моя первая инсценировка по русским народным сказкам, уже много лет идёт в "Театре живописи". Спасибо Николаю Ивановичу Михалевскому, замечательному актеру и режиссёру, который дал мне возможность поработать для театра и многому научил! Спектакль "Новогодний поросёнок" по сказке Сергея Козлова, которую я дополнила и тексты песен написала, после омского ТЮЗа поставил Свердловский академический театр драмы. Премьера состоялась этой весной. Собственно, я автор либретто. Спектакль по моей пьесе "Сказка о Снежной королеве" поставлен Северным драматическим театром имени М. А. Ульянова. Волшебное чувство - сидя в зале слушать, как герои на сцене произносят твои слова! Свою пьесу "Шаман" (опубликована в журнале "Сибирские огни") слушала в читке, в Новосибирске. Думаю, если дело дойдёт до постановки, её надо сокращать. Кстати, прототип главного героя - реальный человек, шаман из Ханты-Мансийска. Я не только отразила в пьесе часть его жизн, - как именно он стал шаманом, но и показывала ему текст. Спрашивала, как бы он поступил на месте главного героя. И я благодарна этому человеку за творческий импульс. Благодарна судьбе за то, что мне часто встречаются интересные люди с уникальным опытом. Кадры с моноспектакля "Заповедная поэзия: из Омска на Алтай". Фото: Ульяна Храмовских (увеличиваются по клику) 25 ноября в Областной библиотеке для детей и юношества состоялся мой моноспектакль "Заповедная поэзия: из Омска на Алтай". Я читала стихи, посвящённые Сибири и Алтаю, в сопровождении собственных коротких видеороликов. Зрители увидели Шавлинские озёра, Катунь, Белуху, Улаганское плато, плоскогорье Укок и многое другое. Моменты алтайской жизни и реалии походов, табуны коней и преодоление на рафте горных рек. Дважды показала программу и уже много душевных, хороших отзывов получила. Рада, что проект удался. Будут ещё показы. А специально для премьеры развесила в библиотеке и свои картины, пейзажи Алтая. Благодарю Областную библиотеку для детей и юношества за поддержку! - Вы возглавляете Омское региональное отделение Союза российских писателей. В чём видите основные цели и задачи союза и лито? Чем вас лично привлекает работа на благо писательского сообщества? - Недавно состоялся наш XV региональный литературный семинар "ПарОм". Благодарю коллег из Омского отделения Союза российских писателей Алексея Декельбаума, Наталью Семёнову , Дмитрия Овсянникова , Ирину Четвергову , Татьяну Кобылинскую за плодотворную работу, за поддержку! Неделю назад происходило это знаменательное событие, а до сих пор чувствую мощную творческую энергию нашего общения, обсуждений рукописей. С каждым годом работа Омского отделения СРП с пишущей молодёжью набирает обороты. К нам на "ПарОм" приходят новые интересные авторы, даже приезжают из других регионов или общаются с нами по видеосвязи. В этот раз приехали в Омск авторы из Новосибирска, Томска, Нижнего Тагила. По видеосвязи были участники из Москвы, Севастополя, Оренбурга, Красноярска, Димитровграда, Королёва. Оттачивали писательское мастерство и начинающие авторы, и уже имеющие опыт. Участники литературного семинара "ПарОм" в 2025 г. Фото: Ирина Четвергова (увеличивается по клику) Думаю, цель писательского сообщества - найти точки соприкосновения творческих людей для создания совместных проектов. Однако писатель - это не менеджер, не администратор, не массовик-затейник, а прежде всего творец и занимается своими произведениями. То, что у некоторых авторов находятся время и силы на общественную работу, - приветствуется. Я считаю, что постоянно и целенаправленно подготавливать и проводить литературные мероприятия должны министерства и департаменты культуры. Иначе зачем они созданы? Вероника Шелленберг с Алексеем Декельбаумом и Юлией Гехт. Фото: Ирина Четвергова Для меня личное творчество приоритетно. Проектами я занимаюсь, если они интересны для меня и людей, близких по духу. Конечно, это "ПарОм" и "Текстуры Омска" - литературно-краеведческий электронный ресурс на онлайн-карте, в котором стихотворения разных авторов размещены с привязкой к геолокации. Пять лет назад "Текстуры Омска" придумала Наталья Семёнова, я - поддержала. Иван Харламов технически нам её сделал. Я начала искать тематические стихи, заполнять карту и периодически её дополняю, а Наталья занимается продвижением нашего проекта. Недавно Ирина Четвергова подключилась. Придумала и организовала, совместно с Областной библиотекой для детей и юношества, конкурс "Ласковый город, спасибо тебе!", и нам прислали тексты с топонимами 32 автора! Теперь в "Текстурах Омска" уже 330 произведений. Некоторые из них сопровождаются фотографиями места, о котором идёт речь в стихотворении. Я рада, проект, который мы организовали и делаем безвозмездно, просто потому что нам это интересно, делаем из любви к поэзии и родному краю, - получил широкий отклик. "Текстуры Омска" читают, они востребованы и, действительно, уникальны. Такая стихотворная карта - единственная в России. Думаю, это и есть настоящее проявление патриотизма. То, о чём вы спрашивали меня в студии . - Кого можно назвать профессиональным писателем? Что вам дал единственный в стране литинститут? - Все писательские союзы - общественные организации. В них состоят профессиональные учителя, филологи, журналисты, врачи, архитекторы, актёры и так далее, которые занимаются творчеством в свободное от основной работы время. Такое занятие достойно уважения и поддержки. А состоявшиеся тексты - достойны публикаций и всегда находят своего читателя! Единицы людей действительно живут писательским трудом, и это нормально. В основном это сценаристы, драматурги и прозаики, работающие по договору с издательствами. С другой стороны, хорошая современная литература не равно хорошо продаваемая. А врач может быть гениальным писателем - Антон Павлович Чехов тому пример. В нашей стране, действительно, только одно учебное заведение готовит профессиональных писателей - Литературный институт имени Горького. Я - выпускница факультета "Поэзия". Литинститут мне многое дал в плане мастерства и умения правильно воспринимать критику. Но никто не подарит человеку творческие идеи, оригинальные образы - ни институт, ни организация. Некоторые мои сокурсники занимаются далёкими от литературы делами и прекрасно живут. А я вот не могу жить без поэзии. Перефразируя Высоцкого: "Я пишу, и, значит, я живу!" - Так каковы критерии профессионализма? - Думаю, надо иначе подходить к этому вопросу: существуют писатели талантливые и посредственные. Есть те, кто после всплеска вдохновения работает над текстами, оттачивает своё мастерство, равняется на лучшие образцы мировой литературы. А есть, извините, графоманы, для которых важны лайки в соцсетях. Но между ними - огромный пласт людей увлечённых, для которых писательство - цветное дополнение к серым будням. А кто останется в великой русской литературе - покажет время. - Назовите десять ваших любимых писателей-прозаиков. - Алексей Толстой, Николай Васильевич Гоголь, Григорий Данилевский, Михаил Булгаков, Евгений Шварц, Тамара Крюкова, Лион Фейхтвангер, Эрнест Сентон-Томпсон, Хорхе Луи Борхес… и, удивитесь, Стивен Кинг. Первым романом, который я прочла, помнится, в пятом классе, был "Пётр Первый" Алексея Толстого. С тех пор от чтения меня было не оторвать. Многие любимые книги перечитываю и фрагментарно даже знаю наизусть. - Что составляет для вас опору в жизни? От чего вы бы никогда не отказались? - Семья. Алтай. Россия. - О чём мечтается? Какие вершины - не только географические - хочется одолеть? Что новое открыть для себя и в себе? - "Мечтай" у меня рифмуется на "Алтай", я ещё там не всё открыла. На самом деле, я не из тех, кто "лежит по направлению к мечте". Я всегда в процессе реализации мечты. Недавно опять вернулась из Балыктуюля, где скакала галопом на своём любимом коне. Теперь привожу в порядок новые стихи, обдумываю новую картину… Но есть одна большая просьба к небесам: чтобы меня не покидало желание творить! Фото: Илья Петров, Ирина Четвергова, Ульяна Храмовских