Из Воронежа в столицу привезли "Принца Гомбургского"

Воронежский Никитинский театр показал в Москве свою последнюю премьеру - "Принца Гомбургского" режиссера Елизаветы Бондарь. Историческую драму романтика Генриха фон Клейста ценил Борис Пастернак, который перевел ее почти сто лет назад. Но она редко появлялась на нашей сцене.

Из Воронежа в столицу привезли "Принца Гомбургского"
© Российская Газета

Драматург Александр Плотников, создавший инсценировку к нынешнему спектаклю, сумел придать написанной в 1810 году пьесе современное звучание.

В основе пьесы Генриха фон Клейста лежит реальное событие. В 1675 году в знаменитой битве при Фербеллине принц Гомбургский без приказа начал бой. Сражение увенчалось победой, но курфюрст сказал принцу, что мог бы за своеволие отдать его под суд. В реальности эта угроза так и осталась на словах, а вот в пьесе офицера приговаривают к смерти. Александр Плотников сократил пьесу и изменил ее финал, сделав не таким тяжеловесным, как у Пастернака. Малая сцена Театра Наций, на которой спектакль показали в Москве, не чужая для Лизы Бондарь - здесь идет ее постановка "Макбет".

Воронежский "Принц Гомбургский" сначала напоминает оперу: звучит много музыки, у героев - набеленные лица, длинные платья, камзолы. Позади на сцене - белый театральный портик, за которым меняются задники с романтическими картинками.

Два молодых любящих сердца - принцесса Наталья и принц Гомбургский - сироты, которым покровительствует курфюрст. Они беспечны, как дети. Гомбургский (Михаил Гостев) кажется не от мира сего: мечтательный, немногословный, застенчивый, слегка неловкий и напоминающий чем-то Щелкунчика.

Даже сражение, в которое отправляется принц-генерал, выглядит игрушечным. У героя сотоварищи видны только лица на заднике-тантамареске, композицией слегка напоминающего васнецовских "Трех богатырей", и это смотрится комично. Воинов изображают солдатики чуть выше колена. Влюбленный принц невнимательно слушал приказы курфюрста, потому отправился в атаку, не дождавшись команды. Гордый тем, что выиграл сражение, он принимает героическую позу перед Натальей. А она, пытаясь поднять его меч, клонится под тяжестью до земли.

Но от идиллии не остается и следа, когда принца арестовывают и выносят страшный приговор. Актер мастерски передает состояние избитого на допросе Гомбургского, испытывающего животный ужас перед смертью. Кстати, именно из-за этого пьеса не была поставлена при жизни автора, а "железный канцлер" Бисмарк считал героя Клейста слабаком. Чтобы избежать казни, принц готов поначалу отречься от невесты, подвигов, славы и уехать в деревню. Бодрящий ритм боевых барабанов и топота копыт сменяет его учащенный сердечный пульс.

Но когда курфюрст присылает герою коварное письмо, в принце берет верх гордость. Перед ним выбор: либо признать, что был не прав - и выглядеть трусом, либо... Он решает: лучше умереть.

Внезапный поворот судьбы - арест генерала - резко меняет и принцессу: из наивной дурочки она преображается в женщину, готовую бороться до конца за свою любовь. В поддержку принца Наталья собирает подписи у офицеров... Татьяна Солошенко играет это так сильно, что достойна всяческих театральных наград.

Курфюрста - расчетливого политика и хладнокровного манипулятора - играет худрук театра Борис Алексеев. Его герой вроде готов простить принца, но что поделаешь: Гомбургский ведь сам хочет теперь пожертвовать собой во имя продолжения войны, которую хотели прекратить. Курфюрст и товарищи принца, осуждавшие несправедливый приговор, теперь восхищаются его поступком. Генерала казнят - зато они пойдут в бой с именем покойного.

Кругом все будто помешались - одна Наталья в ужасе от происходящего. Концовка спектакля - ее отчаянный провидческий сон, в котором ей видятся все последующие войны в немецкой истории, в том числе и мировые, перемалывающие миллионы жизней. А всему виной, как оказалось, то ли гордыня, то ли поза, то ли фанатичное упрямство того самого принца...