245 лет назад на картах Российской империи появилась Пермь. Благодаря своей удачной дислокации она стала центром огромной губернии, хотя соседний Екатеринбург был гораздо больше и именно в нем тогда сосредоточилось управление всеми горными заводами от Казани до Алтая.
И Пермь, и Екатеринбург два года назад отпраздновали свое трехсотлетие. По официальной легенде, в 1723-м их основали Вильгельм де Геннин и Василий Татищев. Но если Екатеринбург сразу формировался как город, то у Перми история запутанная.
О Перми Великой упоминается в древних русских летописях и даже в музыкальных произведениях скандинавских скальдов - они пели о богатой стране Биармии, которая якобы дала свое название Пермскому краю. О Великопермском наместничестве знали во времена царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Но города Перми еще не существовало. Да и с расположением Перми Великой тоже много неясного. В Москве лишь располагали сведениями, что эта область находится где-то к северу от реки Чусовой.
Только к концу XVI века власти определились: Пермь Великая - это земли на Западном Урале, а тамошняя столица - Чердынь, где сидел воевода и правил от имени царя. Вокруг простиралась территория землевладельцев Строгановых, а за Уралом жили иноверцы.
При Петре I стала развиваться горная промышленность, и в 1723 году буквально на пустом месте возник Екатеринбург. На реке Исети возвели железоделательный завод и крепость, а генерал де Геннин сообщил в Петербург, что взял на себя смелость назвать новое поселение Екатеринбургом в честь супруги императора. Та одобрила инициативу, и название прижилось.
В 1723 году Татищев основал Егошихинский медеплавильный завод - в честь одноименной речки, впадавшей в Каму. Но предприятие работало ни шатко ни валко, к тому же запасы меди быстро истощились. И вскоре на месте завода осталась деревенька Егошиха с одной церковью и купеческими лабазами. Эти края относились к Казанской губернии, а Екатеринбург - к Сибирской.
Западный Урал входил в сферу влияния казанского генерал-губернатора, а правил там воевода Александр Голубцов. Скорее всего, он - один из последних российский чиновников, носивших эту должность. Резиденция Голубцова находилась в Кунгуре, и ему так нравилось жить на Урале, что он купил в Красноуфимском уезде землю у башкир и основал село Александровское и деревню Подтитешную.
Взойдя на престол, Екатерина II начала менять границы регионов: их делили, присоединяли к другим, в общем, чиновники не скучали. Уральские территории объединили в одну область под названием Пермское наместничество. Правда, с выбором его столицы долго не могли определиться. Одним из претендентов был Екатеринбург, но его "кандидатуру" отклонили, хотя он уже превратился в большой влиятельный город со множеством заводов. Оказалось, до Екатеринбурга затруднительно добираться из Москвы и Санкт-Петербурга. Как следствие, царские чиновники решили обустроить центр Пермского наместничества на Каме - крупной судоходной артерии, по которой проходили торговые пути с севера на юг России.
Сыграли свою роль и выводы экспедиции казанского генерал-губернатора князя Мещерского. Петербург поручил ему подыскать удобное место для столицы Пермского наместничества. В 1778 году князь с огромной свитой объездил все Прикамье, побывал в Чердыни, Соликамске - вотчине Строгановых, навестил воеводу Голубцова в Кунгуре. В результате Мещерский остановил свой выбор на деревеньке Егошихе.
Возможно, в этой истории замешаны графы Воронцовы - хозяева слободы. Толку от Егошихи не было никакого, и старший из братьев, бывший президентом коммерц-коллегии, продал ее казне. Правда, официального подтверждения информации нет, и основными критериями отбора считаются наличие судоходного маршрута к столицам и то, что Егошиха расположена на середине пути от Казани до Тобольска.
В мае 1780 года должность генерал-губернатора Пермского наместничества получил Евгений Кашкин, опытный царедворец, приближенный к императрице. Он представил правительству документ, где предложил основать город на месте деревни Егошихи. И в ноябре 1780 года был издан указ "О назначении места для учреждения губернского города Пермского наместничества и наименовании оного Пермью".
Конечно, несколько деревенских домов и купеческие лабазы не могли быть административным центром огромного региона. Поэтому на берегу Камы приступили к возведению различных казенных зданий, в том числе дома генерал-губернатора. Стоявшую неподалеку церковь срочно переименовали в собор, духовное управление православной церкви перевели из Кунгура в Пермь. Евгений Кашкин, пробыв в городе до весны 1781 года, уехал по делам в Петербург и вернулся на Урал только осенью. Тогда же организовали праздник в честь нового города Перми с богослужением, обедом у губернатора и балом.
В том же 1781 году аналогичный статус присвоили уездным центрам, входившим в Пермское наместничество: Екатеринбургу, Оханску, Красноуфимску, Челябинску, Алапаевску и другим. Кстати, для придания веса новой региональной столице на Каму перевели часть чиновников из горной канцелярии Екатеринбурга. Однако все дела, касающиеся промышленности, по-прежнему решались в городе, носящем имя супруги Петра I.
Решением партии
В конце 60-х годов развернулась бурная дискуссия, какую дату считать основанием Перми. Одни краеведы полагали, что это либо ноябрь 1780 года, когда Екатерина II издала указ об учреждении губернского центра, либо октябрь 1781-го, когда состоялись торжества. По мнению других, отсчет нужно вести с момента появления Егошихинского завода. Дескать, деревня стояла многие годы, а потом ее просто назвали Пермью. Точку в споре в 1972 году поставил местный комитет КПСС. Очевидно, властям хотелось отпраздновать некий юбилей. При подсчете выяснилось: если придерживаться версии, связанной с деревней Егошихой, то Перми в 1973 году исполнится 250 лет. А если брать во внимание указы Екатерины, юбилей пришлось бы праздновать в 1980-м. И партийным решением годом основания столицы Прикамья признали 1723-й.