Режиссер Данила Чащин и театральное агентство «Арт-Партнер» выпустили спектакль «Каренина»
«Каренина» — второй спектакль режиссера Данилы Чащина и театрального агентства «Арт-Партнер». После их проекта «Это все она» прошло около 2,5 года, в течение которых они искали новую тему. Авторы следуют толстовскому тексту, разве что меняя местами главы и оставляя за кадром большую часть персонажей. Все действие разворачивается в поезде и на перроне.
Этот образ родился в творческом поиске Данилы Чащина и художника-постановщика Максима Обрезкова. На этом поезде супруги Каренины и их сын Сережа едут в теплую страну праздновать день рождения. В нем же они знакомятся с Китти и Вронским. В нем же рушатся судьбы всех. Пространство поезда как модель вечного стремительного движения — только вот куда? Изначально существовал некий план, билет до конкретной станции, но теперь судьба героев повисла в неопределенности, превратившись в фатальное путешествие без четкого маршрута. Продолжает режиссер Данила Чащин:
Данила Чащин режиссер «Это один из важных образов романа: встреча Анны и Вронского происходит на железнодорожной станции, жизнь Анны заканчивается на железнодорожной станции, как и, собственно, жизнь Льва Николаевича Толстого. Наш спектакль начинается с момента, когда Анна рожает, она впадает в лихорадочный сон, и все, что она видит дальше, — это ее кошмар, в котором она находится. Это, на самом деле, и поезд, и не поезд, и комнаты, и не комнаты. Это некий лабиринт, в котором она запуталась, то место, где ты движешься и при этом стоишь на месте. Наш спектакль называется «Каренина», потому что ее воспринимают как жену того самого Каренина. Анна бьется за свою субъектность, она бьется за то, чтобы ее назвали Анной».
Анна не просто жертва роковой страсти, а человек, отчаянно ищущий истину в мире условностей. Брак стал для нее преждевременной могилой. Внутренний огонь угас, не успев разгореться, и все ее существо устремилось к призрачной возможности вернуть ту пору, когда жизнь измерялась яркостью чувств, а не соблюдением правил. Одни из символических элементов спектакля — корсет и закрытое окно вагона — как воплощение духоты и стесненности, от которых героиня тщетно пытается избавиться.
Актриса Ангелина Стречина, которая играет Каренину, говорит, что духовная гибель героини наступила гораздо раньше физической:
Ангелина Стречина актриса «Она почти умерла, и встреча с Вронским была последним глотком свежего воздуха, как круг, брошенный человеку в шторме, который пытается спастись, но у него просто не получается. Ведь самое страшное — это когда у человека в воде начинается паника, он начинает тонуть. Наверное, это про панику, когда ты не успеваешь с холодным рассудком понять, что происходит, и ты хватаешься за все. Вещи мокнут, ты идешь на дно. Невозможность сложить все, что хочется: хочется любить сына, хочется любить мужа, хочется любить Вронского, хочется, чтобы все были счастливы, все были в любви. Это не получается».
Более того, у всех героев есть одна особенность — они страдают от неспособности говорить открыто. Каждая встреча друг с другом дает надежду на взаимопонимание и спасение, но невысказанные мысли и скрытые чувства в итоге приводят их к трагическому финалу.
Актер Дмитрий Чеботарев, играющий Вронского, видит в своем персонаже не столько виновника трагедии:
Дмитрий Чеботарев актер «В этой истории, мне кажется, он паттерн и триггер. Он просто послужил спусковым крючком. Мое толкование любви по Вронскому очень близко к толкованию любви по Бунину — это что-то болезненное, недолговечное, очень сильное, с чем ты не можешь совладать, но что обязательно пройдет и может повториться. К сожалению, не очень сведущ в градации абьюза, но мне сказали, что есть такая разновидность, как лавбомбинг. Это когда человек тебя заваливает вниманием, нежностью, любовью, и, как только он добивается [расположения], он говорит: все, это уже мое, мне это уже неинтересно».
Премьера «Карениной» прошла на Большой сцене РАМТа. Дальше спектакль будут играть на разных площадках. Ближайший показ — в Театре имени Моссовета 1 декабря.