Президент США Дональд Трамп заявил, что Украина неизбежно утратит остающиеся под её контролем районы Донбасса, поэтому они включены в американский мирный план как территории, входящие в состав России.
«Эту землю они в очень короткий срок потеряют. Они теряют территорию», — сказал Трамп в эфире радио Fox News, комментируя идею передачи части украинских территорий России в рамках нового мирного плана США.
Интересная логика. В предыдущих «версиях» «плана» говорилось о заморозке конфликта по текущей (на момент подписания) ЛБС, т.е. сколько успели освободить Донбасса, столько успели. Теперь готовы отдать весь Донбасс. Очевидно, логика в том, чтобы потом сказать: русские, вы же хотели весь Донбасс – забирайте, но не более того.
Выходит, России выгодно просто затягивать время: ведь чем больше де-факто удастся освободить, тем лучше. Отдавать назад уже будет нельзя, люди не поймут, хотя американцы и будут давить. В любом случае, у нас остаются части Харьковской, Сумской и Днепропетровской областей, которые можно в теории сделать предметом торга. Например, в качестве «буферной зоны». Или же это русская земля, которая не продается? Тогда хорошо бы и на Харьков претензии предъявить.
Вопрос в том, что мы реально можем в этой ситуации для себя требовать, и сколько времени осталось для этого?
— Трамп старается как можно быстрее завершить конфликт, чтобы претендовать на Нобелевскую премию мира и порохориться перед американцами: я обещал завершить конфликт – я этого добился, — считает политический аналитик Кирилл Озимко.
— А где будет проходить линия – дело для него второстепенное. Поэтому остающиеся под контролем хунты части Запорожской и Херсонской областей могут быть брошены Зеленскому как кость. Мол, ты не капитулируешь полностью, вот тебе Херсон и Запорожье. Они рассчитывают, что это склонит Зеленского и его европейских хозяев быть сговорчивее, чем вариант полного отступления из Херсона и Запорожья.
«СП»: А что в итоге с занятыми ВС РФ частями Сумской, Харьковской и Днепропетровской областей? Ранее ходили слухи, что их хотели обменять у России на занятые ВСУ части Курской области. А что сейчас? Не отдавать же их просто так? Опять же, может, обменять на Херсон и Запорожье. Или какие-то еще есть варианты? Насколько вообще этично торговать исконно русскими землями?
— По «плану Трампа» Россия отказывается от «других территорий», кроме новых регионов. Я так понимаю, под этими «другими» подразумеваются земли Сумской, Харьковской и Днепропетровской областей. Я полагаю, что это тоже своего рода уступка Зеленскому и ЕС, как Херсон и Запорожье.
С нашей стороны, конечно, есть вопросы к такому положению вещей: все-таки оставлять занятые территории на съедение бандеровским бандитам – это очень сложное решение. Поэтому я не думаю, что Россия пойдет на эти условия. Вообще, «план Трампа» еще будет обсуждаться, какие-то условия могут поменять.
«СП»: По «плану Трампа» речь идет о признании Донбасса только де-факто. Но это, по сути, сохранит все санкции для населения и экономик регионов. И оставит идеологическую платформу для будущих попыток бандеровцев вернуть эти земли. Нужно ли нам такое признание?
— Совершенно верно. Признание «де-факто» очень скользкое в правовом поле. Простыми словами, это означает посыл: «ладно, мы пока принимаем ситуацию, что вы контролируете эти территории и не будет их отвоевывать». Но с течением времени, при сохранении киевского режима, поддерживаемого ЕС, они будут готовиться их отвоевать, и никто на Западе их не обвинит в нападении на Россию, потому что «де-юре» — это не российские территории, только «де-факто». Для безопасности и достижения полноценного мира, а не временного перемирия, конечно, лучше добиваться признания наших новых территорий де-юре.
«СП»: Может, нам тогда нужно время потянуть? Чем больше освободим – тем лучше. Тогда не только Херсон с Запорожьем удастся вырвать, но и Харьков? Или они все равно все «лишнее» отдать заставят?
— Со стороны звучит логично, тем более, украинцы стали проваливать фронт все чаще. Но здесь много будет зависеть от, во-первых, от реакции Трампа на такое развитие событий. Он может снова включиться в противоборство на стороне киевского режима и обвинить Россию в «затягивании».
Во-вторых, зависит также от планов Москвы – может, наши и вовсе будут не готовы принимать план Трампа и продолжат СВО до победного конца. Пока не видно однозначной реакции на этот план, надо ждать дальнейших обсуждений и выступлений.
В-третьих, не забывайте, что каждый новый освобожденный поселок или село, а тем более город, дается кровью наших солдат. Завоевываются они большой ценой. Рассуждать легко – воевать трудно.
— О принадлежности Донбасса вопрос закрыт: это уже территория России, и её остатки Киеву удержать не удастся, — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Так что с учётом практически полного освобождения ЛНР выход на границы бывшей Донецкой области — это вопрос времени, а не принципа. «СП»: Признают Донбасс де-факто, но регион все равно будет отрезан от мира…
— Крым и Севастополь Запад тоже признал российскими именно де-факто. Ну и что с этого? Непризнанность — она в наших мозгах, и не более того. Вот сильно Тайваню мешает случившееся в 1971 году официальное лишение международного признания? А ведь эта страна имеет и высокоразвитую промышленность, и даже атомную энергетику развивала. Поэтому нам стоит использовать метод «Окно Овертона»: путём большой серии мелких шагов заставить Запад признать нашим то, что мы отдавать никому не собираемся.
«СП»: Есть ли нам смысл затягивать переговоры, чтобы успеть освободить, как можно больше? — Саботаж мирного процесса – оружие слабых, и сейчас поведение Зеленского играет на руку России. Поэтому если Киев будет соглашаться сдать позиции – нам вполне можно позволить ему проигрыш на почётных условиях. Если же будет упираться рогами в землю, что более реально, то мы сможем умыть руки и предложить уже более жёсткие правила на следующий раунд.
— Надо понимать, что американский план, несмотря на все стенания записных русофобов, на деле весьма комплементарен Украине, — считает экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
– В настоящее время российская армия активней всего продвигается даже не в Донбассе, а в Запорожье. После взятия Гуляйполя наши войска начнут операцию против Орехова, а в 2026 году будет создана непосредственная угроза столице региона – Запорожью.
С каждой новой итерацией переговоров условия для Украины будут становиться все хуже и хуже. Так что будем надеяться, что Зеленский, который вполне реалистично опасается за свою жизнь в случае подписания мирного соглашения даже на этих условиях, это соглашение не подпишет.
России нужны и закрепленные в Конституции Запорожье и Херсон, и другие города Новороссии — Харьков, Одесса, Николаев и Днепропетровск.
Последние новости и все самое важное о мирных переговорах по Украине, - в теме «Свободной Прессы».