Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Есть ли что-то страшнее человека? Несмешной спектакль по Гоголю готовят омские артисты

"Просто театр" представит мистический спектакль по Гоголю без шароваров и магических кругов о внутренних демонах человека. А ведущие артисты омских театров попробовали себя в новых (не актёрских) ролях. "Самое страшное зло - это человек" - к такому выводу пришёл артист Омского государственного академического театра драмы Иван Курамов (прошлой осенью он начал режиссёрскую карьеру), когда приступил к работе над спектаклем "Гоголь. Накануне" (16+). Четыре мрачные повести Николая Гоголя, этнический шарм, зловещая атмосфера и чудовища с человеческими лицами - такую картину нарисует режиссёр Иван Курамов зрителям "Просто театра" на площадке Арт-центра на Любинском. Премьера неканоничного гоголевского хоррора состоится 24 ноября в 19:00. Создатели спектакля встретились с журналистами, где рассказали о том, куда исчезли казачьи шаровары и почему эпицентром всего зла стал "народ". "Гоголь. Накануне" строится на основе произведений "Вий", "Майская ночь, или Утопленница", "Вечер накануне Ивана Купала" и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Однако именно бессмысленное противостояние двух казаков, которое мы привыкли считать ироничным, но не страшным, проходит лейтмотивом через весь спектакль и соединяет остальные истории в единое целое. Кстати, сыграют двух Иванов Дмитрий Исаенко ("Пятый театр") и Максим Савенко (Омская драма). Их диалог откроет спектакль. Причём только в этой сцене режиссёр решил сохранить гоголевскую каноничность повествования, но не просто так. Иван Курамов - Это был специальный ход, чтобы всех зрителей обмануть. Публика по этой сцене начнёт думать, что сейчас будет что-то кондовенькое. А не тут-то было, - смеётся Иван Курамов. Перед автором задумки стояла задача соединить четыре хрестоматийные повести Гоголя в целостное произведение, где от фирменного сарказма классика остался только намёк. Режиссёр (он сам написал инсценировку) подметил: в произведениях Николая Васильевича нечисть, скорее, выступает в роли стороннего наблюдателя. Так, в спектакле появились три ведьмы, перекочевавшие из гоголевских "страшилок", которые живут на свете уже сотни лет и дивятся, какой у человека огромный потенциал к тому, чтобы творить зло. Именно эти порождения тьмы и рассказывают о том, как герои докатились до жизни такой. - Я обратил внимание, что в каждой из этих повестей, не считая "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", есть особенные женские героини (несут в себе тёмное начало, - прим. ред.) . Это панночка, утопленница и некая Федорка (мы поменяли имя героине, чтобы дети не смеялись). Эти три женщины - вечные сверхсущества, от лица которых будут излагаться истории. Они как будто навсегда заперты в этом пространстве. Теперь они как статуи на острове Пасхи, - говорит Иван Курамов. Хранительниц потустороннего мира воплотят на сцене Ирина Бабаян (Омский театр драмы), Полина Кремлёва ("Просто театр") и Софья Потапова (актриса Театрального Объединения "Спика"). Ирина также исполнит роль панночки, Полина предстанет в образе утопленницы, а Софья - Федорки. Но актрисы не будут играть по две роли. Гоголевские героини и будут теми загадочными древними ведьмами, рассказывающими истории людей. - Ещё со времён учёбы меня всегда ставили на такие роли. Вечно я какую-то могильщицу играю. Моя мастер курса Светлана Александровна Левада говорила, что мне идут такие персонажи с неким дьявольским посылом. В общем, снегурочек я никогда не играла. Всегда то какая-нибудь крыса, то Баба Яга, то внучка ведьмы. Поэтому, мне кажется, я на своём месте в этом спектакле, - поделилась с журналистами Ирина Бабаян. Ответственность за музыкальное оформление спектакля легла на композитора Дмитрия Бугаева. Иван Курамов хотел, чтобы мелодии дополняли хтоническую атмосферу хоррора, а композиции Дмитрия раз за разом получались "слишком добрыми". Но в итоге режиссёр и композитор нашли золотую середину: оказывается, даже мелодия с позитивным посылом может зазвучать жутко, если её включить в правильный момент. Для каждой повести Дмитрий Бугаев сочинил разные композиции. Ирина Бабаян Ещё один ключик к нужному звучанию постановки режиссёр внезапно обнаружил, когда отправился в летнее путешествие. Супруги Ирина Бабаян и Иван Курамов совершали паломничество по святым местам Абхазии. Там актёры посетили грот Симона Кананита и могилу Святого Василиска. Стоя в местах, куда люди приходят за просветлением и надеждой, Иван просто достал диктофон и стал записывать звуки природы, которая сама точно начала прислушиваться к людям и наблюдать за ними. - Ты стоишь в этих местах, и от земли ощущаешь энергию. Полная тишина и птицы, к которым ты в обыденности так не прислушиваешься. Я подумал: "А если я возьму и запишу эти звуки?" Там рядом люди ходили, шаркали камешками. Потом мы записывали звук святого источника, - рассказал Иван. В итоге птичье пение и журчание святого источника стали частью музыкального оформления постановки и звучат в колыбельных песнях. - С музыкой я чаще всего не работаю как классический композитор. Я могу взять любой звук и из него сделать, по сути, всё что угодно, трансформировать его, менять, как пластилин, - лепить из него любые этнические, пространственные вещи. И поэтому всё смешалось, как коктейль, - рассказал композитор Дмитрий Бугаев. Дмитрий Бугаев Самым мистическим и жутким созданием (что парадоксально) в омском "Гоголе" становится народ. В спектакле он трансформируется в безликую массу, которая кормится ненавистью, болью. Эта толпа бесконтрольна и могущественна, от её сквернословия не отмыться. И что страшнее всего - в её злобе человек, как в трясине, вязнет. Именно это мерзкое чувство "тяжести" и "липкости" лживой народной молвы стремился передать в движениях артистов ещё один актёр Омского театра драмы Виталий Храмов, впервые попробовавший себя в роли режиссёра по пластике. Помогает ему на новом поприще Софья Потапова. Свои хореографические эксперименты актёры решили ставить на студентах Олега Теплоухова из ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Отметим, что спектакль получился густонаселённым: на небольшой сцене Арт-центра должны уместиться 20 артистов. - Ваня обратился ко мне за помощью в создании образа действия персонажей. Ваня сказал, что главная составляющая мистики - это народ. Нет ничего страшнее человека. И нужен был этот народ, который будет постоянно в Омске, чтобы мы могли репетировать. И мы решили взять студентов. В пластике народа мы стремились отразить мистику, жутковатость. И эти чувства возникают тогда, когда ты попадаешь в странное пространство, которое тебя как слизь облепляет, и ты не можешь от этой слизи отмыться. Это нужно было показать в движениях. Я всё на себе дома пробую, потом прихожу к студентам, пытаюсь на словах им разжевать, что мне нужно. 15 минут, и у них всё получается, - рассказал Виталий Храмов. Виталий Храмов Художественное оформление курамовского "Гоголя" легло на плечи актёра Омского государственного театра куклы, актёра и маски "Арлекин" Романа Шуникова. Артист тоже впервые попробует себя в роли художника-постановщика. Главное требование режиссёра - никаких шаровар и накладных чубов. И между прочим, никакой "оборонительный" круг от нечистой силы Хома Брут из повести "Вий" чертить не будет. Мел заменит светодиодная конструкция. - Мы определили, что герои существуют в пространстве вне времени. Поэтому костюмы сочетают в себе современные элементы и более старые формы. Я пошил уже семь юбок, пять рубашек. Нужно ещё семь юбок на этих русалок. Я посчитал: у нас 32 костюма в общей сложности, - рассказал Роман Шуников. Роман Шуников Как рассказал Иван Курамов, на репетиционной площадке артисты настолько погрузились в атмосферу потустороннего мира, что им начало казаться, будто иррациональные сущности наблюдают за ними из-за углов и благословляют на работу. Во второй раз мистическую интерпретацию гоголевского творчества можно будет увидеть 18 декабря. Фото: Сергей Мельников