Нижегородскому метро 40 лет: как строили первую подземку в Приволжье

С чего же все началось? Идея строительства метро в крупных советских городах, включая Горький, была озвучена делегацией Горьковской области на XXIV съезде КПСС в 1971 году. После утверждения технико-экономического обоснования столичные власти дали зеленый свет проектированию первой очереди. В то время метрополитен уже работал в крупнейших городах СССР: в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси и Баку. В Харькове и Ташкенте пока велись строительные работы. Техпроект первой линии подземки готовил в течение двух лет «Метрогипротранса». Перед строителями стояла сложная задача, потому что нужно было перенести все подземные коммуникации, включая кабели электроснабжения, водоотведение, линии связи и теплотрассы, чтобы освободить место для строительства тоннелей. Этим занимались специалисты из восьми проектных организаций Горького. Когда началась стройка Строительство горьковской подземки началось 17 декабря 1977 года, когда на торжественном митинге была забита первая свая в основание будущей станции «Ленинская». На строительстве метрополитена работали более 120 человек. Среди них были уже опытные строители, приехавшие из Ташкента, где также строилось метро. Открыть первую линию в Горьком власти планировали в 1984 году, но в начале работ возникли проблемы с нехваткой строительной техники. В тестовом режиме подземку запустили ночью 9 октября 1985 года. Как сообщала пресса, вечером предыдущего дня станции «Заречная», «Ленинская» и «Чкаловская» были заполнены сотрудниками строительных и эксплуатационных служб, а также представителями городских властей, одетыми в парадную одежду. Для проверки габаритов тоннеля использовали специальную стальную платформу. Третий метрополитен в РСФСР был официально сдан в эксплуатацию 19 ноября 1985 года, о чем свидетельствует акт государственной комиссии, подписанный на станции Ленинская, где и началось строительство. Мероприятие сопровождалось торжественным митингом. В этот день 04:48 тишину станции нарушил сигнал приближающегося поезда, а уже через минуту электропоезд прибыл к платформе. Машинист Александр Свинарчук вместе со своим помощником Владимиром Якушевым принимали поздравления от первых пассажиров. Тестовый запуск на участке Горьковского метрополитена от станции «Московская» до станции «Пролетарская» состоялся. Он прошел без неполадок. Первые пассажиры спустились в подземку на следующее утро, 20 ноября. Открытие движения стало настоящим облегчением для жителей Канавинского, Ленинского и Автозаводского районов, которые ждали нового вида транспорта почти восемь лет. Как появлялись новые станции В последующие годы вводились в эксплуатацию новые станции. Так, в августе 1987 года – на участке «Пролетарская» – «Комсомольская», в ноябре 1989 года – «Комсомольская» – «Парк культуры», а спустя четыре года – «Московская» – «Бурнаковская». В ноябре 2002 года открылась станция «Буревестник», а через десять лет, в 2012 году, метрополитен добрался до верхней части города, где открылась станция «Горьковская». В июне 2018 года была открыта станция «Стрелка». Сейчас в Нижнем Новгороде продолжается строительство двух новых станций – «Площадь Свободы» и «Сенная». Власти обещают открыть их в 2027 году. В перспективе также планируется строительство станции «Сормовская». Какой пассажиропоток в метро сейчас Подземка Горького стала важной частью транспортной системы города. Интересно, что в первый день работы первого участка Горьковского метрополитена 20 ноября 1985 года было перевезено около 250 тысяч пассажиров. В этом году прогнозируется, что пассажиропоток за 12 месяцев составит порядка 34 млн человек. К слову, Горьковский метрополитен сегодня занимает третье место по количеству станций в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Его открытие стало импульсом к масштабному развитию городской инфраструктуры. Спустя десятилетия проект стал одним из символов советского инженерного наследия и важным элементом современной транспортной сети региона. Ранее «ФедералПресс» рассказывал, как и благодаря чему в Нижнем Новгороде появился метромост. Об истории переправы через Оку читайте в материале «Мост на все времена, или Обещанного 22 года ждут: как в Нижнем Новгороде строили уникальный метромост». Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

Нижегородскому метро 40 лет: как строили первую подземку в Приволжье
© РИА "ФедералПресс"