Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 79 лет
20 ноября Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 79 лет. Верующие считают, что патриарх не только избирается тайным голосованием на Архиерейском соборе, но и призывается на свое служение по воле Божией - под задачи времени, которое ему досталось. Каким является время служения патриарха Кирилла? Временем большой свободы, когда никто сверху не указывает верующим, как им жить? Временем огромных испытаний - раскола мирового православия и гонений на каноническую Украинскую церковь? Временем мелких нападок и пакостей, адресованных церкви со стороны ее часто несведущих и не здраво мыслящих и действующих противников? О патриархе и его парадоксальном времени наш разговор.
Огромный интеллект и харизма власти
Митрополит Каирский и Северо-Африканский Константин, патриарший экзарх Африки:
"Действительно Господь дарует церкви патриарха "под время".
Личные впечатления у меня есть о трех последних патриархах.
Патриарх Пимен был монахом и молчальником, но в его время - брежневское, застойное - надо было не столько говорить, сколько просто быть: молиться, служить и при этом иметь огромный авторитет в обществе. Патриарху Алексию II, человеку огромной церковной опытности, Господь дал провести церковь сквозь перемены - из церкви Советского Союза в церковь новой России. Он, может быть, не был готов к каким-то масштабным реформам и созданию чего-то нового, но смог соединить два времени и сохранить церковь в мире и в единстве.

Но было уже понятно, что эпоха перемен заканчивается и наступает эпоха, когда надо что-то делать. И наиболее подготовленным для нее оказался патриарх Кирилл. Архиерей с 1976 года, он имел значительный советский опыт деятельного участия во всем важном. Он всю эпоху патриарха Алексия II был членом Синода, очень хорошо знал церковную действительность, понимал проблематику и знал, что нужно поменять. И когда стал патриархом, похоже, просто начал делать то, о чем думал раньше, еще до своего избрания. Целый ряд проведенных им структурных реформ - создание митрополий, разделение епархий, организация Высшего церковного управления, появление Высшего церковного совета, межсоборного присутствия - уже давно назрели, а Святейший, имея колоссальный опыт как член Синода, большой международник (глава ОВЦС) и епархиальный архиерей, стал все это делать. Его делание сочеталось с огромным интеллектом, опытностью, большой церковностью (наследник двух священников, человек из церковной семьи). И Господь дал ему силу в это трудное время вести церковный корабль с таким дерзновением и уверенностью. В силу его опытности, любви к Церкви и времени, которое ему Господь дал…
Ну а колоссальный опыт международной работы позволил ему ясно понимать процессы, происходящие в мировом православии и вообще в мире. Он человек независимый, со своим видением, ему не требуются "переводчики". Другому бы, начинающему с нуля, потребовались бы.
Итак, понимание, знание и очевидная харизма… Но не харизма оратора, а харизма власти. Умение собрать команду, умение слышать, общаться, говорить.

И он человек дерзновенный. Бывают ведь люди, много мечтающие, но боящиеся что-то сделать. А его дерзновение сочетается с пониманием, что если надо делать, то надо делать. И он не боится даже кого-то переламывать (в хорошем значении этого слова).
Ведь очевидно, то, что он сделал, надо было сделать. Но сделать это в нынешней церковной ситуации мог бы только он.
Например, реформу духовного образования для повышения его качества точно мог провести только он, кто-то другой бы "застрял".
Так что дай Бог Святейшему многих лет, сил и здоровья для устроения церковной жизни в новой реальности. Реальности свободной России, находящейся сейчас с одной стороны "под огнем", а с другой - в ситуации огромных возможностей…"
Он являет радость жизни в церкви
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского - Патриаршего подворья при МГИМО:
"Святейший патриарх Кирилл это пример свободы. Именно свободный человек может принимать эпохальные свободные решения по поводу того, над кем или чем он поставлен от Бога. Для Русской православной церкви время патриарха Кирилла войдет в историю как время принятия необходимых решений, без которых человек не станет свободным, а обожение для него будет трудно достижимым.
Что такое свобода? Понимание закона. Человек становится свободным, лишь прекрасно владея законом. У нас перед революцией 1917 года в архитектуре вдруг появился новый церковный, так называемый новорусский стиль. Замечательные храмы были построены в Санкт-Петербурге, в Ярославской области. Он появляется именно тогда, когда воцерковление дает человеку не только знание о церкви и ее догматах, но и свободное владение этим знанием, радость жизни в Церкви. Архитекторы были глубоко церковные люди, не только знающие, но и живущие церковным законом.

И для времени патриарха Кирилла характерно то, что решения принимаются не просто глубоко церковным человеком, а человеком, для которого церковный закон - его естество. В его роду несколько поколений служили Богу. И очень важно, когда ты приходишь не просто из какой-то духовной пустоты, когда в тебе нет фундамента поколений для Богообщения, но за тобой стоят гиганты духа, люди, прошедшие лагеря, испытания, сохранившие свою веру и даровавшие тебе возможность быть наследником великого богатства - духовной жизни русского народа.
И Господь из всех достойнейших кандидатов избирает на патриарший престол того, кто становится образцом такой свободы в рамках догматики, закона, воцерковленности, способного творить слово Божие, проповедь Божию и отблеск Христа показывать на своем лице. Таково "время патриарха Кирилла", в котором мы живем и которое станет одним из важных форпостов Русской православной церкви в этот сложный переходный период от одной из государственно-социальных концепций к Великой России".
Это ключевая фигура в развернувшемся противостоянии с Западом
Владислав Петрушко, российский церковный историк, профессор, религиовед, знаменитый игрок в "Что? Где? Когда?":
"В том, что такой опытный и даже искушенный в церковной дипломатии человек, каким был долгое время возглавлявший ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, стал патриархом, мне кажется, проявился Промысл Божий.
Он ведь был избран еще задолго до того, как ситуация стала мало сказать, сложной, но мир как будто перевернулся в другое измерение, и некое, я бы сказал, экзистенциальное зло ополчилось на Россию. Прежде всего потому, что Россия верна своим традиционным духовным устоям. И основывается на возрожденном у нас православии.

Очень важно, что трудами покойного патриарха Алексия II и патриарха Кирилла установились совершенно особые отношения между государством и церковью. Это, действительно, соработничество, и даже гармония в отношениях. Церковь свободна как никогда. И в то же время действует бок о бок с государством в том деле, в котором по сути в последнее время выкристаллизовывается наша национальная идея. Сохранение традиционных ценностей это то, что объединяет в нашей стране не только православных, но и мусульман, и представителей других религий. Очень верный тон, сложившийся за последние 30 с лишним лет в отношениях церкви и государства, позволил создать особую атмосферу. Она утверждается и воспроизводит то, от чего так корежит наших врагов. Это наша верность базовым устоям и принципам, характерным для большинства религий и уже неприемлемая для западного мира, в котором утвердились прямо противоположные ценности с аномально понимаемой демократией как диктатом меньшинства по отношению к большинству. Ну и культ нетрадиционных отношений, преподносимый как свобода, но на самом деле являющийся свободой от Бога, совести и любых нравственных устоев. В таком противостоянии сейчас сошлись Россия и западный мир, и дело не только в спецоперации и Украине, а в чем-то большем. И в такой ситуации крайне важно, что во главе Русской церкви сейчас патриарх, который хорошо осознает, понимает и работает на сохранение вот таких отношений с государством. В этих отношениях Церковь действительно является духовным основанием, на котором сейчас стоит наша государственность, объявившая себя защитницей традиционных ценностей.
И конечно, патриарх, с его колоссальным опытом, интеллектом и духовностью, одна из ключевых фигур развернувшегося противостояния. Это было не так ясно, когда его избирали, и скептики твердили, что нам нужен лишь монах и молитвенник.
Но сейчас видно, как те, кто в большей степени монахи, склонны самоустраняться от проблем и занимать непротивленческую позицию, неприемлемую в такой ситуации.
А наш патриарх, не смешивая Божие и кесарево, занимает активную позицию, и действительно ведет церковь и определяет ее курс.
Да, патриарх должен быть и молитвенником, и дипломатом, и политиком (в хорошем смысле слова), определяющим "линию" церкви. И все это патриарх Кирилл гармонично в себе сочетает, и видно, что это тот человек, который нужен нашей церкви, народу, стране в нынешней очень непростой ситуации. И да, всем видно, что наш предстоятель на своем месте".
Он помог нам прославить святого врача
Александр Чучалин, врач-пульмонолог, академик, глава общества православных врачей России:
"Деятельность патриарха Кирилла очень многогранна. Но для меня важна та поддержка, которую он оказал нашей инициативной группе (состоявшей из петербургского священника и профессора отца Сергия Филимонова и меня) в деле канонизации доктора Евгения Боткина.
Это был долгий процесс, во время которого мы пытались убедить общество в необходимости его канонизации. И значительный вклад в это внес Святейший патриарх Кирилл. Он поддержал нашу инициативу, и на Архиерейском соборе в 2014 году доктор Боткин был канонизирован. Теперь у нас двое святых врачей - святитель Лука, профессор Войно-Ясенецкий и страстотерпец, врач Евгений Боткин, сын знаменитого врача Сергея Петровича Боткина. И уже есть храмы, носящие имя доктора Боткина.

Для меня важно, что по инициативе патриарха в церкви создан специальный комитет по биоэтике. Патриарх уделяет серьезное внимание жгучей проблеме абортов и активно поддерживает позитивные начинания с тем, чтобы они сделали общество не только чувствительным к этой теме, но и защитили здоровье женщины.
Сейчас мы готовим конгресс общества православных врачей России, который пройдет летом 2026 года в Курске и будет посвящен русофобии и ее истокам. Патриарх активно поддерживает и эту нашу инициативу.
Хочу обратить внимание и на то, что по инициативе священнослужителей Орловской области сейчас там строится православный парк в знаменитом Медведевском лесу, где в 1941 году были расстреляны репрессированные советской властью люди (и среди них доктор, профессор Дмитрий Дмитриевич Плетнев). Мы всем миром делаем этот парк, а я вкладываю личные сбережения на строительство часовни в память о расстрелянных. И патриарх нас в этом активно поддержал".
Дар здравомыслия
Александр Егорцев, журналист:
"Моя покойная мама с наивной гордостью говорила: "Саша, я родилась в тот же день, что и патриарх Кирилл". Штурман дальнего плавания, она еще школьником привела меня в Политехнический музей, где митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл регулярно проводил встречи с молодежью, записывая телепрограмму "Слово пастыря".
Я убежден, что каждому времени Господь посылает должных правителей государства и пастырей церкви.
Я прекрасно помню напряженные дни избрания нового патриарха. По молитвам и Промыслу Божию был избран энергичный человек, прекрасный проповедник, иерарх, очень чувствующий молодежь и светскую аудиторию, умеющий говорить на близком ей языке. На его долю выпал сложнейший период истории нашего государства и церкви. И война на Донбассе, и возвращение Крыма, и раскол в мировом православии (мысль о котором так долго вынашивал Константинопольский патриарх), и сложные отношения Грузии и Абхазии - все это требовало невероятных дипломатических усилий со стороны церкви. И мы видим удивительный дар патриарха сохранять во всем этом духовное здраво- и трезвомыслие.

А программа 200 храмов, в которых сейчас молятся о воюющих на СВО родных москвичи, когда-то недовольные, что их строительство нарушит привычные маршруты выгула собак! А ведь эти храмы построены благодаря патриарху Кириллу.
О моих журналистских наблюдениях за ним во время его визитов в регионы России. Это, конечно, был дар пастве - детям и простым людям, имеющим возможность увидеться с ним, благословиться у него. Но эти визиты проходили в максимально напряженном ритме, сквозь часовые пояса, часто без сна. Мы, журналисты, выбивались из сил, а патриарху их хватало. И на постоянные переезды, и на поддержку и духовное вдохновление духовенства и паствы, и на православную миссию, и на духовный подвиг".