Юрий Башмет снова привез в Волгоград спектакль «Солдатами не рождаются»

19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск под Сталинградом – операция «Уран». В день 83-й годовщины этого исторического события в Волгограде прошел музыкально-драматический спектакль «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» с участием российских актеров театра и кино, ансамбля «Солисты Москвы» под управлением народного артиста СССР Юрия Башмета.

Юрий Башмет снова привез в Волгоград спектакль «Солдатами не рождаются»
© Волгоградская правда

Маэстро в шинели

В основу этой необычной музыкально-драматической постановки легла книга Константина Симонова «Солдатами не рождаются» – вторая часть его трилогии «Живые и мертвые». Экспериментальный спектакль, в котором соединились театр, литература и живая музыка, вновь представлен на волгоградской земле.

Впервые в Волгограде зрители увидели его 2 февраля 2023 года, когда в честь 80-летия победы в Сталинградской битве состоялась мировая премьера под открытым небом на железнодорожном вокзале Волгоград-1. Своеобразной декорацией тогда было здание вокзала. А на этот раз «Солдатами не рождаются» показывали в НЭТе, где в тот вечер был аншлаг.

Режиссер-постановщик спектакля Полина Агуреева работала в тесном взаимодействии с композитором Валерием Вороновым, который написал музыку специально для этого проекта. Он повествует о сильных духом людях и о неразрывной связи трагического и героического, высокого и низкого на войне. Главный посыл в том, как важно оставаться человеком даже перед лицом великих испытаний.

Роман «Солдатами не рождаются» посвящен Сталинградской битве и начинается в январе 1943-го, возвращая в ту суровую зиму, в последние 33 дня сражения, когда жестокие бои завершились разгромом гитлеровских войск.

Музыканты камерного ансамбля «Солисты Москвы» (скрипки, альты, виолончели) сидели за нотными пультами в защитных гимнастерках и в шапках-ушанках, в духе эпохи. Даже маэстро Юрий Башмет сперва вышел на сцену в шинели (кажется, генеральской), но, правда, быстро ее снял – так было сподручней дирижировать.

Главные герои трилогии комбриг Серпилин, бывший военкор старший лейтенант Синцов, военврач Таня Овсянникова продолжают боевой путь и вместе оказались в заснеженных степях на Волге.

«Волга была невидима отсюда, она лежала во льдах, далеко-далеко, за левым флангом фронта, но Серпилин все равно незримо чувствовал ее сейчас – и ее холод, и ее ширину, – звучит текст Симонова, перекликающийся с памятной датой. – Впереди был Сталинград, так и не взятый до конца немцами, а теперь уже шесть недель окруженный нами».

Сложные отношения персонажей, поведение на войне бойцов и командиров – все это показано в предельно напряженных монологах и диалогах, в планировании наступательных операций, к примеру, по взятию высоты Бугор. В центре внимания даже не столько конкретная историческая хроника, а – человек на войне.

В спектакле заняты заслуженные артисты России Юрий Беляев и Алексей Вертков, актеры российских театров и кино Илья Шакунов, Иван Добронравов, Максим Литовченко, Варвара Насонова и другие. Они показывают войну глазами разных людей, каждый со своей правдой. Наибольшие симпатии вызывает, конечно, Серпилин – несмотря на потерю товарищей и ненависть к врагам, он старается беречь жизни своих солдат.

Актер Илья Шакунов, исполнявший роль Серпилина, рассказал, что еще когда в самый первый раз в Волгограде играли этот спектакль, у артистов было чувство особого внутреннего подъема. В том числе от того, что они играют именно на сталинградской земле.

«И сейчас, за кулисами, это ощущение присутствует, – сказал артист. – Ведь мы находимся в особом месте, которое по-другому, чем обычно, воспринимается, и это очень дорого и ценно. Мы все-таки люди, которые не коснулись той войны, и все, что я о ней знаю, это рассказы дяди и пересказанные мне воспоминания деда, с которым я сам уже не смог поговорить. А строки, которые мы произносим в спектакле, написал человек, который прошел войну... И всех нас задело, заставило волноваться то, что он писал об этой войне как об ужасе, который надо преодолевать. Музыка в этом спектакле играет необычную роль, она стала сильной поддержкой, помогает нам выразить главное».

Живая память

Спектакль пронизан и насыщен музыкой, которая по-своему усиливает логику повествования. По словам Юрия Башмета, это не просто музыкальное сопровождение драматургического действия.

«В каждом спектакле что-то новое рождается, в этом и есть смысл творческой профессии – импровизировать: для музыкантов это – звучание нот и тембр, а для артистов акцент может быть сделан шепотом, а может криком, – комментирует Юрий Башмет. – Конечно, у нас есть целостный "скелет", я знаю, после какой фразы актера я должен либо остановить музыкантов, либо начать. Это всегда живой процесс».

Юрий Башмет считает, что таким спектаклем можно гордиться.

«После его премьеры в Волгограде два года назад мы договорились с губернатором, что привезем к вам полную версию этого спектакля и покажем в памятную дату начала разгрома нацистов, ведь Сталинградская битва определила дальнейший ход всей войны и привела к Победе, – говорит Юрий Башмет. – Интересно, что после Сталинградского сражения немецкий композитор Рихард Штраус сочинил произведение "Метаморфозы" – трагическую вещь с рабочим названием "Реквием по погибшей Германии". Он уже тогда понял и почувствовал, кто выиграл, а кто проиграл эту войну. И мне очень приятно, что волгоградцы именно сегодня увидят спектакль, проделавший большой путь. – мы его показывали в разных регионах, в городах-героях. В нем есть какие-то фразы, которые сегодня отзываются невероятно актуально. Сегодня в Волгограде мы даем предпоследний спектакль этого цикла, а последний будет в Москве».

В спектакле «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» нет декораций фронтовых траншей, землянок и окопов. Вместо них мы увидели условное пространство – некое полуразрушенное войной помещение. Мы видим лестницу, которая ведет вверх к двери, очевидно, в настоящее и будущее (сценография Марии Митрофановой). На ступенях лестницы встречаются герои спектакля. Они спорят, отдают приказы, говорят о человечности и совести, о долге и чувстве вины.

А фоном идут кадры кинохроники. Заметенные снегом степи, суровые улицы военной Москвы, фронтовые карты, на которых стрелками показаны направления ударов, – все это видеопроекциями ложилось на задник сцены. В финале герои по очереди сообщают нам о том, как сложились их судьбы. Многие, увы, не дожили до Дня Победы. И этот финал мало кого из сидящих в зале зрителей оставил равнодушными.