Жители деревни Низовка в Ленинградской области уже 20 лет борются за легализацию воинского мемориала, возведенного на народные деньги. Если у памятника не будет официального статуса, его могут снести.
Маленькая деревня Низовка, где всего-то два десятка домов, расположена на землях Мшинского сельского поселения. По дороге в Низовку - поля и перелески. И словно ниоткуда появляется памятник: солдат, прижимающий к себе пожилую женщину-мать. Мать, которая никогда не перестанет ждать сына. Красивый монумент, выполненный искусной рукой неизвестного скульптора.
В войну Низовка оказалась в зоне оккупации, здесь находился немецкий штаб. Деревню практически полностью спалили. А в окрестных лесах и болотах прятались партизанские отряды, неподалеку проходил Лужский оборонительный рубеж. Когда при копке земли находят то каску, то гильзу от снаряда, - не удивляются. И наверняка где-то лежат те, кому не суждено было вернуться живым: здесь шли бои местного значения.
Мемориал открыли и освятили 7 мая 2005 года. Григорий Елизаров, главный инициатор проекта, тогда сказал: "Памятник будет жить и расти вместе с нами. А мы будем ухаживать за ним". В биографии самого памятника - сплетение судеб человеческих на фоне исторических катаклизмов. Выполненный по заказу одной из среднеазиатских республик СССР предположительно в 1975 году учениками Михаила Аникушина на предприятии "Монументскульптура", он не был востребован заказчиком. Был отправлен на заброшенную территорию склада в петербургском парке Сосновка, где, разобранный на части, и лежал, никому не нужный. Но в 2003 году его случайно увидел сын Григория Елизарова Дима, пятиклассник. Лик солдата запал подростку в душу. И он стал просить отца спасти памятник солдату и его матери. К истории спасения подключились и родители одноклассников Димы.
Дима ушел из жизни в 14 лет. И его завещанием родным как раз и стало устроение военного мемориала в Низовке.
- Я поклялся воплотить мечту сына, - сказал Григорий Елизаров. И слово свое сдержал.
Памятник выкупили, и вовремя: еще бы немного - и фигуру солдата при снесении склада выбросили бы на помойку или закопали. Дальше началась эпопея длиной в 20 лет. И если бы можно было поставить монумент чиновникам, которые отделывались отписками, такой бы монумент затмил размерами памятник безымянному солдату.
Впрочем, начало истории было оптимистичным. Вопрос с местом был согласован с руководством совхоза "Красный маяк". То есть ставили на совхозной земле. Но совхоз канул в Лету, земли продали новому собственнику в 2011 году. И - в кадастровых документах некий инженер не счел нужным указать на плане мемориал. Военный памятник, если верить документам, растворился в воздухе. Собственник земли начал угрожать, что памятник снесет. Отвоевали. (Каких нервов и времени это все стоило - Елизаров знает, и свидетельство этому - кипа документов.). Защитники монумента добрались до Госдумы и Совета Федерации, судились. Итог: монумент стал собственностью Мшинского сельского поселения и является вновь выявленным памятником культурного наследия Ленобласти.
Но с участком, на котором он стоит, - непонятно. Бывшие совхозные земли вновь перекупили. Новый собственник проникся ситуацией и выделил около 9 соток на мемориал - в подарок. И снова все застопорилось из-за волокиты и несовершенства законодательства. Уже и право собственности Мшинского сельского поселения на участок оформили. Осталось внести изменения в Генплан Мшинского поселения. Дело это многоэтапное. Пакет документов должна подготовить администрация Лужского района (согласно ее ответам, пакет должен был быть готов уже к маю 2025 года). Сейчас - и осень близится к закату, а нужных бумаг все нет. Что и понятно: глава района задержан по подозрению в коррупции, и чиновникам не до памятников.
- Пока на мемориал не будут оформлены все документы, то есть все не будет абсолютно законно, не сможем проводить работы по благоустройству, подавать на гранты. Кстати, чтоб нас, устроителей, не упрекнули в том, что мы "наживаемся на памятнике", мы никаких денег принципиально не берем. Только через благотворительный фонд на конкретные цели, - подчеркнул Елизаров.
В дело помощи сохранению памяти павших подключились и студенты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Они разработали проект благоустройства территории. Осталось его реализовать. И уже ощущается необходимость в монтировании видеокамер. Люди-то заходят всякие. Недавно исчезла покореженная каска советского солдата. Каска, найденная поисковиками в земле у памятника, лежала на постаменте.
Жители Низовки говорят, что не претендуют на то, чтобы памятник был знаменитым. Задача проще: полностью легализовать. Чтобы через пару десятилетий здесь были тенистые аллеи из голубой ели и клена и радовали глаз кусты гортензии и роз.
- Чтобы мы могли приходить и вспоминать тех, кто не вернулся с войны. У меня, например, пропал без вести прадед - Петр Балашов. В семье мало что о нем известно: майор, был убит в Смоленской области в 1943 году. Дети у нас выросли - и в их сознании этот памятник был всегда. Пусть так и остается. Мы отвоевали памятник, отвоевали право на память, - сказала Яна Нескореженная.
- У меня дед Федор Григоревский, рядовой, ушел на передовую в 1941 году, и более никаких сведений о нем не было. Посажу деревце в память о нем, - говорит Татьяна Григоревская.
...Елизаров зажигает огонь памяти. Пламя вспыхивает из центра бетонной звезды. Тишина. И только порывы ветра колышут ветви сосен, посаженных в 2005 году. Каждый из нас думает, что будет здесь еще через 20 лет. Мы знаем: почтить память павших сюда придут и 9 Мая 2045-го.
Комментарий
Борис Ковалев, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН:
- Памятник в Низовке - истинно народный. Мне его судьба напоминает историю с "Бессмертным полком". И то и другое - от сердца.
И мне - историку, человеку, у которого один дедушка пропал без вести, второй - всю жизнь ходил нашпигованный осколками вражеских снарядов, непонятна бюрократическая волокита, развернувшаяся вокруг мемориала.
Народная память все равно останется - подлинной, не наносной. Этот мемориал - для каждого из нас, у кого в роду сохранилась связующая нить с тем трагическим временем.
Между тем
"РГ" получила ответ от администрации Лужского района, подписанный и.о. главы района Алексеем Голубевым.
В нем сказано, что "обращение о включении земельного участка, на котором расположен памятник, для включения его в границы деревни Низовка принято в работу. Включение земельных участков в границы населенного пункта осуществляется на основании генплана. Внесение изменений в генеральный план Мшинского сельского поселения будет осуществляться после утверждения разработанного и согласованного генерального плана, который в настоящее время находится на утверждении в правительстве Ленинградской области".