Исторические памятники Петербурга теперь охраняет нейросеть. Правда, пока не все. Инновационную технологию только тестируют. Но она уже отпугнула немало вандалов от главных достопримечательностей северной столицы.
Памятник маршалу Жукову круглосуточно охраняет нейросеть из городского управлении видеоаналитики. Стоит попасть в красную - запретную зону - модератору тут же поступает сигнал, но дальше без участия человека здесь все равно не обойтись.
«Нейросеть у нас фиксирует появление человека в кадре - именно в той зоне, которую мы ранее отрисовали. А человек уже отвечает за выявление самого нарушения - действительно оно было или нет. Нам помогает нейросеть выявлять и ограничивать видимость, что происходит», - рассказал главный специалист отдела технического сопровождения управления видеоаналитики Михаил Крысько.
Проект городского Комитета по информатизации и связи пока работает в тестовом режиме - искусственный интеллект следит за сотней объектов культурного наследия и монументов, среди которых «Медный всадник» и скульптуры львов на Адмиралтейской набережной. Правда, звуковое «отпугивание» пока настроено только у памятника маршалу Жукову.
«Если эти памятники в центре, то мы понимаем, что там звуковое оповещение не очень целесообразно, потому что там очень громко, шумно и включать еще какой то звук - он будет теряться. Во-вторых, с точки зрения туристической истории не очень красиво. Поэтому мы решили, что там модератор сразу оценивает, есть угроза вандализма или нет, и тогда сразу сообщает правоохранительным органам», - пояснила начальник Управления видеоаналитики Светлана Савина.
За вандализм, как за административное правонарушение, предусмотрен штраф до 40 тысяч рублей или арест до трех месяцев. Но это в том случае, если памятнику нанесен реальный урон. Таких случаев в Петербурге немало - то залезут на «Медного всадника» с мангалом, чтобы пожарить на нем шашлыки, то оседлают львов у Невы - да так, что их пришлось уже несколько раз увозить на реставрацию - устранять трещины и прогибы. Похоже, что скоро придется увозить в мастерские и памятник исследователю Азии Николаю Пржевальскому, чей верблюд давно стал туристическим аттракционом.
«Проще путешествовать по пустыне Гоби, чем выдержать этот поток туристов и желание каждого обязательно дотронуться до этого памятника. Здесь уже видно невооруженным глазом - если раньше топорщились прочеканенный каждый волосок, посмотрите сколько гладких поверхностей - это значит, рельеф стерт», - пожаловалась старший научный сотрудник Музея городской скульптуры Надежда Ефремова.
Натирание бронзового верблюда лишает его защитной патины - начинается коррозия, которая можем привести к гибели скульптуры. Чтобы образумить многочисленных желающих потереть памятники или оседлать их, в Петербурге начали устанавливать специальные информационные таблички, но и это пока не приводит к видимому результату.
В ближайшее время под охрану искусственного интеллекта хотя взять уже тысячу петербургских памятников - и возможно, в случае видеофиксации реального вандализма нейросеть будет сразу вызывать на место правоохранителей. Пока же лучше всего себя показал способ физической защиты монументов: когда с исторической ограды Александровской колонны на Дворцовой площади начали воровать двуглавых орлов, пришлось установить еще одну ограду.