Омичи отправились на фестиваль "Музыкальное сердце театра". С 14 по 24 ноября в Санкт-Петербурге пройдут показы лучших российских музыкальных спектаклей, номинированных на соискание престижной театральной премии в 2025 году. Рассказываем, кем и как создавалась лирическая история о памяти и чувствах под звуки военного вальса. …постарайтесь вернуться назад… Б. Окуджава "До свидания, мальчики" Воскресенье, 22 июня 1941 года, солнечный, ясный день. Люди гуляют в парках, смеются, любят, живут. А уже на следующий день их жизнь изменится до неузнаваемости. К линии фронта потянулись первые эшелоны из разных уголков огромной Страны Советов - началась Великая Отечественная война. 8 мая 2025 года, в преддверии 80-й годовщины Великой Победы, на сцене Омского Дома актёра состоялась премьера спектакля от Омского областного театра юных зрителей им. ХХ-летия Ленинского комсомола "22 июня…" (12+). Постановка в жанре саунд-драмы вошла в шорт-лист Национального фестиваля и премии "Музыкальное сердце театра" . Фестиваль стартует сегодня в Санкт-Петербурге и продлится с 14 по 24 ноября. 15 ноября на сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева омичи покажут историю о том дне, когда война начала беспощадный отсчёт человеческим жертвам и пролитым слёзам. Историю, которую сквозь пламя и скорбь мужественно ведёт песня о тех, кто ждёт. Омская "поэма" о противостоянии любви и веры со смертью начинается с идиллической картины мирной жизни. Молодые и красивые парни и девушки пляшут на деревенской вечёрке, распевают народные песни, влюбляются, гуляют свадьбы и спешат жить будущим днём. Но завтра наступает война. Между началом войны и первым Парадом Победы в спектакле Омского ТЮЗа оказываются не выигранные битвы, а чувства живых людей, которые нашли отражение в пронзительных стихах песен, ставших гимнами любви, чести и мужества. Строчки Булата Окуджавы, Альбины Шульгиной, Владимира Высоцкого, Юрия Левитанского, Анатолия Поперечного становятся основой для сюжета тюзовской саунд-драмы, а каждая композиция, по сути, отдельная новелла, главным героем которой выступает память о наших близких, переживших страшное время. "22 июня…" стал первым опытом Омского ТЮЗа в набирающем обороты жанре саунд-драмы. Сам жанр ещё только рождается и пока никто не знает, как правильно с ним обращаться, уверена режиссёр постановки Анастасия Старцева. Поэтому у Омского ТЮЗа было просторное поле для экспериментов. По мнению режиссёра, в современном театре о событиях 1941-1945 годов нужно говорить на языке эмоций, без "хрестоматийного" описания военного быта. И ничто не говорит красноречивее о боли и надежде, как те песни, что сочинялись в окопах в минуты тишины. - Театры обнаружили, что известные материалы о Великой Отечественной войне много раз ставились. Например, практически в каждом театре уже есть "Вечно живые", "Небесный тихоход", "А зори здесь тихие". И часто в честь 9 Мая спектакли выглядят как концерт на площади. Но театр должен преподносить тему Великой Отечественной войны совершенно по-другому. Ведь, когда те знаменитые пьесы и повести только писались и ставились в первые разы, люди только недавно прошли через описываемые события. Это вызывало боль. Сейчас эти события всё дальше от нас. Но осталась память, - рассказала "Омск Здесь" главный режиссёр Омского ТЮЗа Анастасия Старцева. В постановке "22 июня…" культовые песни становятся полноценными высказываниями поколения военных лет. "До свидания, мальчики", "Давно мы дома не были", "Танго у полустанка", "Если где-то в чужой неспокойной ночи…" и многие другие композиции были переосмыслены с помощью новых аранжировок, над которыми работал музыкальный руководитель Андрей Пересумкин. Всего в спектакле вживую исполняется 17 военных песен, а ещё звучат русские народные напевы и частушки. Новая обработка песен напрямую зависела от способностей артистов, ведь актёры в постановке самостоятельно играют на музыкальных инструментах. По словам режиссёра Анастасии Старцевой, чтобы добиться качественного звучания, актёры занимались индивидуально, "брали инструменты домой и доставали соседей". Гитарные струны "заплакали" вдовьими слезами, рояль смог передать звук взрывов от снарядов. Но чтобы максимально погрузить зрителя во внутренний монолог героев, авторы спектакля использовали и "голоса" бытовых предметов. Так Андрей Пересумкин обнаружил, что дробь печатной машинки, которая штампует похоронки, напоминает автоматную очередь. Шуршание спичек в коробке звучит навязчиво, как желание солдата закурить. А звук костра в постановке воссоздали с помощью шороха шишек, за которыми команда специально отправлялась в лес. - Каждый звук в спектакле должен был идти от актёра. И получается так, что звуки печатной машинки или капающих слёз символизируют происходящую военную драму. Это тоже элемент музыки, который, возможно, даже не сразу так воспринимается зрителем, но сам по себе начинает работать на ассоциации. И момент открытия для слушателя, что в этом звуке есть ещё какое-то значение, возникает только тогда, когда этот звук живой, а не фонограмма. Именно поэтому от неё мы отказались сразу, - рассказал музыкальный руководитель постановки Андрей Пересумкин. В спектакле звучат и фрагменты из настоящих писем фронтовиков. Заведующая литературной частью ТЮЗа Лидия Якушина работала с архивами Костромской, Брянской, Кировской, Омской и Оренбургской областей, чтобы найти именно те послания с фронта, которые бы помогли создать нужное настроение спектакля. Белоснежные треугольники, в которых солдаты говорят о семье и утраченной мирной жизни, сыплются на одиноких женщин, оставшихся дожидаться любимых мужчин. И каждая из них боится, что именно в её дом заглянет самый страшный гость - Смерть. Именно она, по словам режиссёра, в постановке "22 июня…" становится символом рока, и победить её можно только, если солдат не побоится посмотреть ей в глаза. Сама исполнительница роли Смерти Галина Волокитина отмечает, что её героиня подталкивает людей задуматься о том, как быстротечна жизнь и что нужно ценить то, что имеешь. Как известно, жалеть нужно не умерших - жалеть нужно живых, и особенно тех, кто живёт без любви и чести. - Это больше составной образ, родившийся у меня в результате многих часов рассуждений о смерти. Я пришла к выводу, что Смерть не должна совпадать с живущими людьми, с их пластикой и поведением. Она не абсолютная злодейка. Больше всего Смерть в моём исполнении не любит, когда грустят без причины. Люди по своей природе начинают впадать в уныние, думая о смерти своей или своих близких, и часто начинают оплакивать их уже заранее. Мой персонаж стремится подтолкнуть людей к тому, чтобы они веселились, пока живы, пока они могут радоваться, - отметила актриса Галина Волокитина. Это существо пришло в спектакль из цикла Валерия Гаврилина "Военные письма". Возникающий там образ Лиха трансформировался в ненасытную Смерть. Противоречивый образ хозяйки потустороннего мира был создан художником спектакля Владимиром Ситулиным. Собственно, каждая деталь спектакля не просто становится приметой того времени, а отражает раны, нанесённые войной человеческим душам. Особенно это заметно на гимнастёрках солдат, которые точно опалены пожарами бесконечных сражений. Этот принт был специально разработан для спектакля, как и кинетические люстры, у которых опускаются лампы. - В костюмах солдат есть фактура с ржавыми потёками, которые для меня символизируют прошедшее время. Пространство спектакля - это пограничное состояние между миром живых и миром мёртвых, а всё действие происходит на балу у Смерти. Отсюда и торжественность, которая достигается потёртыми рамками и огромными люстрами. Смерть - особый персонаж в спектакле, который символизирует быстротечность времени и важность каждой души. Сложность "22 июня…" была в том, чтобы создать впечатление о войне, а не иллюстрацию, - прокомментировал "Омск Здесь" художник Владимир Ситулин. У хореографа тюзовской саунд-драмы Яны Чипуштановой пластические композиции рождались поздно ночью, а с утра труппа уже репетировала новый музыкальный номер. Бывало, что хореография сочинялась за 15 минут до начала другого спектакля - никогда не знаешь, когда придёт вдохновение. Пластика усиливает лирическую составляющую спектакля, тело начинает говорить там, где ком в горле и нет слов. - Танец - это всегда сильнейшее проявление подсознания, так как тело никогда не врёт. Он вскрывает самые болезненные вещи, и нелегко смотреть такой танец. Одной из моих задач было снивелировать страшное или, наоборот, усилить чувственное в хореографии. Удивительно, что хореографическая лексика рождалась без долгих раздумий, будто я заведомо всё придумывала. Я тот тип хореографа, который никогда заранее не сочиняет хореографию. Меня вдохновляют живые люди здесь и сейчас, - поделилась с нами хореограф Яна Чипуштанова. Всего в спектакле задействовано 25 артистов, а вся постановочная группа составила более 40 человек. Актрисе Таисии Галочкиной пришлось попробовать себя в многочисленных "амплуа" в спектакле: она исполняет вокальные и танцевальные партии, играет на синтезаторе и отбивает дробь на печатной машинке, которая, по словам самой артистки, "заставила её попотеть". Это уже третья постановка на военную тематику в театре, в которой занята Таисия. - На репетициях я балансировала между технически верным исполнением мелодии и живой игрой. Как только фокусируешься на одном, пропадает другое. Поэтому для меня это один из самых волнительных и сложных спектаклей. Не со всеми песнями я была знакома до постановки. Но бесспорно самой необычной стала композиция о заговоре Смерти. Мы во главе с Андреем Пересумкиным искали самое жуткое звучание, которое бы отражало борьбу человека за жизнь, - рассказала корреспонденту "Омск Здесь" актриса Омского ТЮЗа Таисия Галочкина. Они уверены, что нашли новый способ говорить о боли, пронизывающей поколения, так, чтобы она не висела на душе тяжёлым камнем, а заставляла день ото дня чувствовать своё сердце живым. Омскому ТЮЗу удалось создать поэтическое повествование не о том, как выживали в пылу сражения, а о том, как любили, помнили, ждали, боялись и надеялись наши родные много лет назад. А теперь радуются создатели: эту историю "без пафоса, без лишних слов, с оголёнными чувствами" увидит зритель Санкт-Петербурга. Команда проекта рассчитывает вернуться домой с "Музыкальным сердцем театра" в руках. Оправдаются ли надежды Омского ТЮЗа, станет известно 24 ноября по итогам церемонии закрытия фестиваля, где объявят имена лауреатов престижной премии. О том, как создавался Национальный фестиваль и премия "Музыкальное сердце театра" и как поменялся за годы существования, о "формуле успеха" мюзикла и о том, по каким критериям определяются победители, читайте в нашем интервью с генеральным продюсером фестиваля, членом Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации Дмитрием Калантаровым. Фото: Полина Козлова, Мария Верес, Андрей Пересумкин, а также предоставлены пресс-службой Омского ТЮЗа