Артем: Мы возвращаемся другими

Артем: Мы возвращаемся другими
© Российская Газета

Найти себя после возвращения с СВО бывает непросто. Особенно если до этого грезил только армией. Артем Петров видел себя в десанте или морской пехоте. Его мечта сбылась. Но два ранения на СВО вернули его домой. Операция, восстановление… Он мог бы застрять в своих проблемах, но предпочел помогать другим - ветеранам СВО, которые сегодня видят в нем не только социального координатора Фонда "Защитники Отечества", но и хорошего друга.

Сначала рассказал отцу

Артем родился в селе Дульдурга Забайкальского края и с детства занимался спортом - вольной борьбой, выполнил норматив кандидата в мастера спорта. А после 9-го класса решил и дальше пойти по спортивному направлению, поступил в школу олимпийского резерва в Улан-Удэ. Окончив первый курс, перевелся в Агинский педагогический колледж им. Б. Ринчино на факультет физической культуры, планируя после его окончания сразу пойти в армию. Причем рассматривал для себя не любой род войск, а морскую пехоту или десантно-штурмовую часть, и ему повезло - его мечта сбылась.

- Я служил в 83-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригаде имени Суворова, которая находится в Уссурийске. Я отдал ей пять лет: год срочной службы и четыре года по контракту, - рассказывает ветеран.

Еще в студенческие годы Артем встретил свою будущую жену. На протяжении всей службы их связь не ослабевала. Спустя несколько лет они сыграли свадьбу и у них появился первый ребенок - сын Даниил. Артем взял паузу, уволился со службы и посвятил себя семье.

Решение пойти на СВО Артем называет спонтанным и эмоциональным. В 2022 году, в самом начале специальной военной операции, на передовой погиб лучший друг героя. Они знали друг друга с детства, ходили в один сад, одну школу. После смерти друга Артем решил как можно скорее отправиться в зону боевых действий.

- У меня был военный опыт, и я пришел в пункт отбора. Сначала собирался в одну часть, но встретил товарища из 11-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады ордена Суворова и ордена Жукова. Мы долго и душевно разговаривали о службе, он рассказал о своей бригаде и пригласил меня к ним. Я согласился, - вспоминает боец.

Артем подписал контракт до того, как рассказал о своих намерениях близким. Сразу всем говорить не стал, решил начать с отца.

- Он меня поддержал. Мамы у нас не стало рано, и в какой-то мере ее заменила старшая сестра. Ее мнение было для меня важно, - говорит герой.

Однако самое сложное испытание ждало впереди - необходимость объяснить свою позицию жене и маленькому сыну. Сначала вел наводящие разговоры, психологически подготовил, как выражается Артем. Несмотря на трудности, родные приняли его решение.

- Уезжать было как-то не по себе: видеть и слышать семью только по телефону, после того как все время был рядом. Но мы вместе прошли все это, справились, - рассказывает ветеран.

Когда приехал в часть, прошел подготовку молодого бойца, несмотря на военный опыт. А через несколько недель отправился в зону проведения специальной военной операции и присоединился к своей бригаде в Херсонской области.

Спасительный шлем

В это время в районе Херсона шли ожесточенные бои. Линия фронта все время сдвигалась то в одну, то в другую сторону. Населенные пункты переходили по несколько раз под контроль то одной, то другой стороны. Однажды, когда 11-я десантно-штурмовая бригада стояла в обороне, ВСУ начали минометный обстрел. Артем не успел добежать до окопа. Он получил ранение в ногу и чуть не лишился головы. Шлем спас, принял на себя удар и отлетел в сторону.

- У меня не был застегнут шлем, осколок прошел под каску, зацепил голову и ушел в шлем. Сам шлем отлетел метров на пять-шесть. И если бы он был застегнут, то я с вами, может, и не говорил бы, - делится герой.

Сначала раненого бойца привезли в полевой госпиталь, там осмотрели травмы, сделали рентген. После этого он поменял 4 или 5 госпиталей от Севастополя до Санкт-Петербурга, точное число уже сам не помнит. На последнем этапе ему была сделана операция. Восстановление проходило под Санкт-Петербургом, в санатории Зеленогорска. Три месяца он был в распоряжении части в Улан-Удэ, а как только восстановил здоровье, первым же бортом вернулся на СВО. Но буквально через месяц после возвращения на линию огня Артем получил второе ранение. В этот раз последствия для здоровья оказались серьезнее, восстановиться так легко не удалось.

- Мы проводили зачистку населенного пункта. И я получил ранение, опять в ту же ногу. И еще осколок прилетел чуть ниже поясницы. Приехала эвакуация, забрала. И все по новой: госпитали, проверки. Выяснилось, что у меня один из осколков дошел до сустава. Долго лечили, врачи не хотели сначала удалять осколок, боялись, что станет хуже. Потом все же сделали операцию в Москве, провели эндопротезирование, - вспоминает боец.

Путь к выздоровлению был долгим. Когда Артем вернулся домой, ему пришлось заново учиться ходить. Ветеран признается, что этот этап был для него самым сложным. Помогла жена. Артем говорит, что какой-то период времени ей приходилось ухаживать за ним, как за маленьким ребенком. Но семья прошла эти испытания и даже стала крепче. Уже после возвращения Артема с СВО у Петровых появился второй ребенок.

"Если не могу быть там, помогу здесь"

Сейчас Артем работает социальным координатором Фонда "Защитники Отечества", помогает другим вернувшимся с СВО ребятам наладить мирную жизнь.

Вопросы приходится решать разные: кому-то сложно психологически, особенно тем, кто получил серьезные ранения, прошел через операции, реабилитацию или получил инвалидность. У других есть финансовые сложности. С тем, чтобы оформить выплаты, льготы, инвалидность, тоже помогают кураторы Фонда.

- После второй операции стало понятно, что по здоровью я вернуться на СВО не смогу. В сентябре 2024 года я уволился из рядов Вооруженных сил РФ, - вспоминает герой.

О Фонде "Защитники Отечества" Артем узнал случайно, от знакомого. Рассказывает, что с поддержкой Фонда удалось решить вопросы с получением выплат и оформлением инвалидности.

- Как-то раз ко мне подошла руководитель отделения Фонда, спросила, не рассматриваю ли я трудоустройство. И незаметно так предложила попробовать себя в роли социального координатора. Она сказала: вам это пойдет на пользу, будете работать с ветеранами - вы понимаете всю суть их проблем, - говорит ветеран.

Артем говорит, что подумал: если не может помочь там, в зоне СВО, то может здесь - работать с ветеранами в Фонде, помогать им восстановиться.

Нагрузка в Фонде на каждого координатора колоссальная. У некоторых сотрудников на сопровождении находится по 200 человек. И никого нельзя оставить без внимания, такова миссия Фонда. Ведь его основной целью является - показать ветеранам, что здесь, в мирной жизни, они нужны и востребованы. И у бывшего бойца есть подход к тем, кто недавно вернулся с передовой.

- Человек садится ко мне, и я начинаю не с решения его проблем. Разговариваем, где он служил, о себе рассказываю. Вспоминаем, как все было на СВО. Бывает, находим общих знакомых. Сначала стараюсь, чтобы общение стало не формальным, а дружеским. Сейчас у меня на сопровождении 32 ветерана, и я со всеми общаюсь не как с подопечными, а как с друзьями. Они всегда мне могут позвонить, - подчеркивает боец.

Коллега Артема, заместитель руководителя филиала Фонда "Защитники Отечества" по Республике Бурятия Денис Леонов, рассказывает:

- Артем с самого первого дня показал свой профессионализм и желание работать. Он тот социальный координатор, с которого можно брать пример по работе в Фонде "Защитники Отечества". Я вообще называю работу в Фонде службой без погон. Потому что нужно подходить к людям с эмпатией, слушать тех, кто к вам приходит. Не каждый приходит со спокойным сердцем, поэтому нужно быть немного психологом, немного педагогом. У Артема это получается - он ветеран, сам прошел все это.

Артем рассказывает, что Фонд постоянно проводит мероприятия, чтобы ветераны могли выйти из дома, принять участие в концертах и соревнованиях, уроках мужества.

- Это нужно, чтобы человек расслабился, понял, что он не брошен, - уверен герой.

Пока обзваниваешь, поинтересуешься делами каждого, отмечает Артем. Работа ведется и с семьями ветеранов, для детей постоянно проводятся мастер-классы, организуют отдых на время каникул. Артем признается, что сложнее всего ему работать не с ветеранами СВО, а с семьями погибших.

- Каждое неосторожное слово может маму, потерявшую сына, довести до слез. Стараешься работать мягко, аккуратно, всегда говоришь в общей форме, - поясняет герой.

Фонд берет на сопровождение и семьи без вести пропавших: принимает ДНК, отправляет данные в следственные отделы, в 522-й Центр приема, обработки и отправки погибших, в котором проводится сравнение ДНК в Ростове-на-Дону. Семьям помогают в оформлении денежных выплат, пока неизвестен статус бойца.

- Нам не часто приходится сообщать родственникам результаты, если они совпали. Но бывает. Есть совпадение - это означает "200" (обозначение погибших на войне. - Прим. "РГ"). Живых тоже находят, но такие случаи не проходят по нашей линии. Самое простое, когда уходят на задание и не выходят на связь. Их признают без вести пропавшими. Месяц назад такой случай произошел с моим другом детства. Позвонила его жена, сказала, что пришло оповещение - без вести пропал. А через две недели он вышел на связь. Его отправили на задание, и он с сослуживцами не смог выйти из окружения. К счастью, через две недели появился "коридор" и они смогли выйти к нашим. Бывают еще контузии тяжелые, подобрала другая часть, в госпиталь доставила и никто не знает, кто он, - рассказывает ветеран.

Сейчас Артем занимается организацией занятий по адаптивному спорту:

- Это помогает расслабиться. Ты видишь, что ты не один, забываешь про свои проблемы.

Ветераны освоили волейбол сидя, баскетбол на колясках, стрельбу из лука, пулевую стрельбу, настольный теннис на колясках, пауэрлифтинг (жим лежа) и шахматы.

- У нас есть костяк спортсменов, которые второй год ездят на соревнования. Хорошие успехи по волейболу сидя. Мы заняли в прошлом году 1-е место на "Кубке Защитников Отечества" в Хабаровске. И первое место на "Кубке Защитников Отечества" в Сочи. Также у нас хорошие стрелки из лука, которые ездят на всероссийские и международные соревнования. И хорошие успехи по пулевой стрельбе. Недавно у нас был проведен отборочный тур, и новые ребята показали хорошие результаты, играли наравне с теми, кто тренируется уже два года. Среди призеров появилось много новых бойцов, - рассказывает Артем.

Сейчас в Фонд пришло работать много ветеранов. С одной стороны - после возвращения с СВО им нужна работа, с другой - кто поймет участника СВО лучше, чем тот, кто сам был там.

- Ребятам, которые вернулись, я хотел бы посоветовать: не теряться, не замыкаться в себе, как можно быстрее начинать социализироваться. Мы возвращаемся другими. Но по своему опыту могу сказать, что можно все преодолеть и вернуться с хорошим стимулом к жизни, - уверен боец.