Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Проживший в Сибири более 35 лет без документов Леонид Тен получил российский паспорт. Его интересы представляла собкор "Российской газеты"

Накануне принятия Присяги гражданина Российской Федерации Леонид Сергеевич не спал всю ночь - волновался. Ранним утром выехал из деревни в город, чтобы не опоздать. Приехал за час до назначенного времени.

По закону перед вступлением в гражданство торжественно клянутся соблюдать российские Конституцию и законодательство, исполнять обязанности гражданина на благо государства и общества, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

- Этого дня я ждал много лет, - признается Леонид Сергеевич. - Я обращался за помощью в самые разные инстанции, но везде получал отказы и отписки и уже потерял всяческую надежду. Но чудо все-таки произошло! Я буду стараться быть верным сыном Отечества и воспитывать детей в любви к своей Родине.

Он внимательно рассматривает только что напечатанный и такой долгожданный паспорт. И, едва сдерживая слезы, благодарит всех, кто ему помогал и поддерживал. История умирающего омича, не имеющего права на лечение и похороны, тронула не только наших читателей, но и чиновников. Но прежде всего она о том, что невозможное возможно. Если объединить вместе неравнодушных людей, готовых прийти на помощь.

53-летний Леонид Тен - человек сложной судьбы. Про таких в народе говорят: ни родины, ни флага. На юридическом языке - он апатрид, то есть лицо, не имеющее гражданства ни одной страны. Его предки - проживающие на Дальнем Востоке корейцы - депортированы в Казахстан в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны его дед Георгий ушел защищать Родину под казахским именем и погиб на фронте. Похоронен в братской могиле под Курском.

Сам Леня рано остался без родителей. Воспитывался в детдоме. А когда ему исполнилось 18 лет, получил паспорт гражданина СССР и сразу уехал в Россию на поиски родственников. Перебивался калымами, работал на фермах, стройках, заводах, уходил в навигацию. Бывало, в шалаше жил несколько месяцев на берегу Иртыша. В общем, скитался по Сибири, пока не встретил свою Наталью из омской деревни Троицкое. Заселились в старенький домик, доставшийся ей от родителей, и начали строить совместную жизнь. Нашли работу, родились двое мальчишек - Артур и Артем. Тен хотел стать им отцом, а Наташе официальным супругом. Вот только старый "советский" паспорт оказался давно недействительным. Через консульство Казахстана получил свидетельство о рождении и справку, что гражданином этой республики он никогда не был. Полиция установила его личность. Казалось бы, все формальности соблюдены.

Тен отправил заявление в миграционную службу для получения квоты на вид на жительство в России. Но ему отказали. По неизвестным причинам. Просто пришло письмо, что "принято отрицательное решение".

Он еще несколько раз предпринимал попытки "выправить" документы, но безуспешно. В конце концов смирился и решил, что это не главное. "Семья и дом появились у меня в зрелом возрасте, и я дорожу ими больше всего на свете, - говорит Леонид. - Жили мы хоть и бедно, но очень счастливо. Никогда не ругались".

Но беда пришла неожиданно - у него обнаружили онкологическое заболевание. Без документов Леонида отказались лечить даже в частной клинике. В хосписе больного признали паллиативным. По прогнозам, жить ему оставалось всего несколько недель. Апатрида не бросили только соцработники и онковолонтеры благотворительного фонда "Обнимая небо". Они-то и обратились за помощью в "Российскую газету".

Когда мы впервые приехали к Леониду, он уже не мог принимать пищу из-за метастазы и умирал на глазах детей и жены. Лекарства из обычных аптек с трудом заглушали боль. А на сильнодействующие препараты для онкобольных он не имел права. Наташа без Леонида с трудом справлялась с генератором. Сидели без электричества. А еще ей сообщили, что похоронить гражданского супруга без документов можно только вместе с неопознанными лицами без определенного места жительства. А его дети не будут получать пенсию по потере кормильца. Официально они - безотцовщина.

Объединить несколько структур для помощи попавшему в безвыходную ситуацию человеку было непросто. Но у нас получилось. Прокурор Омской области Алексей Афанасьев взял ситуацию под личный контроль. К решению проблемы подключились правоохранительные органы УФМС, региональный Минздрав, социальные службы, страховщики. В рекордные сроки Леониду Тену оформили зеленый "паспорт негражданина" и разрешение на временное проживание в России. Он стал первым в Омской области человеком без гражданства, получившим медицинский полис. Пациента экстренно госпитализировали в онкологический диспансер.

Интересы Леонида в суде представляла корреспондент "РГ". За несколько месяцев общими усилиями нам удалось решить эту очень непростую проблему

"Мы постараемся сделать все, что в наших силах", - пообещал министр здравоохранения региона Дмитрий Маркелов и сдержал слово.

Тен перенес уже три курса химиотерапии и готовится к лучевой терапии. Метастаза ушла. Врачи дали ему надежду. А социальные службы взяли семью на экстренный патронаж. Помогли оформить необходимые документы на дом, провели постоянное электричество, выделили деньги на топливо.

С гражданством оказалось сложнее. По закону только спустя восемь месяцев после получения разрешения на временное проживание Тен сможет обратиться за видом на жительство. И только спустя пять лет легального проживания в стране по "виду на жительство" его кандидатуру начнут рассматривать. Ведь он не является участником СВО и не имеет никаких других заслуг перед Россией. Мигрантам в стране легализоваться проще. Иностранцы, к примеру, могут вступать в брак с гражданами РФ и усыновлять их детей. А к лицам без гражданства, проживающим на территории РФ несколько десятков лет, русскоязычным, имеющим семьи и "советское" образование, закон почему-то излишне суров.

Но нам удалось найти выход. Учитывая то, что Тен проживает в стране уже более 35 лет, он мог бы претендовать на получение гражданства в упрощенном порядке. "Закон позволяет это сделать в том случае, если человек был зарегистрирован на территории России на 2 ноября 2002 года", - пояснила старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Омской области Юлия Мурина. Но Тен, к сожалению, нигде зарегистрирован не был. Поэтому вместе с прокуратурой мы начали поиски свидетелей, которые смогли бы подтвердить данные обстоятельства спустя практически четверть века. И нашли их в Новосибирской области. По иску прокуратуры Омский районный суд установил факт его постоянного проживания на территории России на 2 ноября 2002 года. Интересы Тена в суде представляла корреспондент "РГ" по доверенности.

После вступления решения в законную силу пакет документов был принят и одобрен. За несколько месяцев общими усилиями нам удалось решить проблему, которую по отдельности различные структуры называли абсолютно неразрешимой. Сам Леонид говорит, что теперь у него появилась огромная мотивация жить и бороться с болезнью. Ведь впереди у него приятные хлопоты. Долгожданный брак и усыновление мальчиков.