Гуляем по современному Омску и погружаемся в историю вместе с профессором, кандидатом исторических наук Борисом Кониковым. Рассматриваем архитектуру старинных зданий и улиц, где бываем каждый день, и задумываемся: а что там было раньше? Говоря о сохранившихся памятниках деревянного и каменного зодчества на улице Тарской, которая являлась главной осью Старого Омска и которую мы, прогуливаясь, рассматриваем с особым вниманием, нельзя не упомянуть Собор Воздвижения Креста Господня. Он выступает архитектурной доминантой, просматриваясь из разных точек города, а проект благоустройства улицы 1990-х годов так и назывался - "Дорога к храму" (сегодня его дублирует Аллея строителей). Вид на Крестовоздвиженскую церковь с ул. Тарской и Фрунзе - До Крестовоздвиженского собора в Омске было два крупных храма - Воскресенский, возведённый в 1770-е годы (утрачен в 1958-м, воссоздан в 2016-м, - прим. ред.), и Свято-Никольский казачий собор (признан объектом культурного наследия федерального значения, - прим. ред.) первой половины XIX века. Но город рос, росли его форштадты, или районы, как мы бы сказали сегодня, - Кадышевский и Бутырский, и генерал-губернатор Западной Сибири Густав Гасфорд написал в столицу с предложением построить в этих форштадтах новый храм, - рассказал профессор, кандидат исторических наук Борис Коников. И интересная деталь. В обоснование, как добавил историк, генерал-губернатор описывал, как "бедные люди не могут нанять экипаж, чтобы приехать в центр, поэтому им нужен собор, который был бы близко от дома". Вид на Крестовоздвиженский собор в 1919 г. (Канадский военный музей/siberianexpedition.ca); соборы Воскресенский, Никольский и Крестовоздвиженский в начале-середине XX в. (ОГИК музей/goskatalog.ru) Инициатива, выдвинутая в 1858 году, не сразу получила реальное развитие. Как подчеркнул историк, средства "собирали всем миром" независимо от чина и сословия, "без единой копейки государственных денег". Среди крупных благотворителей выделялся купец III гильдии, городской голова Григорий Андреев. Кроме того, пожертвования поступали из других сибирских городов, и сам Гасфорд, который не дождался начала строительства, уехав в 1861 году на повышение в Петербург, присылал средства. Наконец в 1865 году при новом генерал-губернаторе Александре Дюгамеле состоялась закладка храма. К 1870 году собор был окончен и тогда же освящён, так что в этом году он отмечает 155-летие. Северный фасад выходил на ул. Большую Ивановскую (ныне Третьяковская), южный - Воздвиженскую (Рабиновича). Фрагмент плана Омска 1904 г. с Крестовоздвиженским собором в центре (библиотека им. А. С. Пушкина/elib.omsklib.ru) Хотя в проект вносились правки петербургским архитектором-художником К. Лазаревым в момент, когда документы подавались на согласование, автором считается городовой архитектор Омска Фёдор (Фридрих) Вагнер. Он окончил Московское дворцовое архитектурное училище и уже был известен постройкой здания общественного собрания и, конечно, генерал-губернаторского дворца (кстати, строительство которого тоже было инициировано Гасфордом, который и в этом случае не увидел завершение проекта). - В архитектурном облике собора присутствуют два направления - западноевропейская архитектура эпохи Возрождения (XV-XVII века) и архитектура Допетровской Руси (до середины XVII века). И омский историк архитектуры, профессор Алла Гуменюк дала объяснение, почему Вагнер прибегнул к такому соседству. Дело в том, что в 1840-е годы в общественной мысли России зародились два диаметрально противоположных течения - западничество и славянофильство. И Вагнер, видимо, будучи человеком, безусловно, образованным, прибегнул к приёму сочетания западных элементов архитектуры и местных, коренных, уводящих нас к Московской Руси, - пояснил профессор. Так, с одной стороны, можно видеть полуовалы окон в духе итальянского Возрождения, фронтоны (треугольное завершение фасада), пилястры. С другой - конечно, главы в форме луковиц, которые венчают центральный восьмигранный барабан с куполом и трёхчастную колокольню. До конца 1920-х годов собор был центром духовной жизни двух городских районов, на храмовой территории закладывался сад, затем, как и по всей стране, службы прекратились. Впрочем, в годы Великой Отечественной войны отношение к культовым сооружениям понемногу пересматривалось. Более того, в 1946-1992 годах Крестовоздвиженский собор, чудом избежавший сноса, носит статус кафедрального (главного храма епархии, церковно-административного округа). С 1980 года решением облисполкома входит в свод памятников истории и культуры (ныне реестр объектов культурного наследия), обновляется внутреннее убранство и роспись, появляются ещё приделы. Сейчас с западной стороны тоже идут работы (обширный участок находится в собственности, предназначен, согласно кадастровой карте, для культовых зданий и сооружений). Прошлые выпуски с Борисом Кониковым в рамках проекта " Короче, Омск " собрали здесь и здесь . Среди них есть мечеть , синагога , Воскресенский , Никольский и Успенский соборы. Фото: Илья Петров