Пушкинская карта: молодёжный тренд или цифровая культурная революция?

Узнали, как проект стал не просто трендом среди молодёжи, а настоящим реформатором в сфере культуры, открывая новые горизонты для настоящих и будущих поколений. В проекте "Пушкинская карта" (по данным Минкульта России) участвуют почти 12 тыс. учреждений культуры страны. В 2025 году школьники и студенты приобрели по этой карте более 15,5 млн билетов. Напомним, что проект запустили в 2021 году и за это время было реализовано более 95 млн билетов. Такие данные на прошедшем в Омске 13-м Всероссийском форуме "Проф-IT" озвучила статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Жанна Алексеева. Подробнее о работе проекта рассказал генеральный директор ФКУ "Цифровая Культура" Дмитрий Коновалов во время рабочей сессии "Цифровая культура: новые горизонты творчества, образования и туризма". Дмитрий Коновалов Он подчеркнул, что программа "Пушкинская карта" позволила учреждениям культуры стать ближе молодёжи, заинтересовать молодое поколение этим направлением. За счёт этого проекта многие культурные мероприятия страны стали доступнее для школьников и студентов. С одной стороны проект позволяет привлекать дополнительный доход в учреждения культура за негосударственный счёт, а с другой - процесс осуществляется через людей, которым важно и интересно посещать учреждения культуры. Поэтому проект пользуется популярностью. - Таким образом повышаются инструменты социального развития молодёжи, учреждений культуры, а также мероприятий, которые участвуют в программе. Они отбирались специальными экспертными советами по категориям. Это и театры, и музеи, и мероприятия по киноискусству, работа домов культуры, концертных площадок. Что соответствует тем правилам и установкам, которые задавались изначально, - отметил Дмитрий Коновалов. Конечно, особую роль в популяризации сыграли цифровые сервисы, которые значительно развились за этот период. Когда создавалась "Пушкинская карта", не в каждом доме культуры был интернет и многие просто не знали об этом проекте. За последние пять лет работы в этом плане произошёл большой сдвиг. - Проект являлся таким уникальным драйвером развития цифровых технологий в области культуры. То есть до этого, допустим, портал "PRO.Культура.РФ" существовал с 2016 года, а "Культура.рф" с 2013 года. Когда у нас появился проект "Пушкинская карта", то выбрали эти два портала. Однако над ними пришлось поработать в цифровом поле и должным образом преобразовать их с точки зрения сопряжения с другими реестрами и архивами данных. Значительно проработали технологию обмена и проверки информационной безопасности, - пояснил Дмитрий Коновалов. Благодаря цифровизации не надо стоять в очередях за билетами, как это было ещё 7-10 лет назад. Плюс повысилась информативность: можно в привязке к региону и к желаемой категории организации культуры выбрать то, что пользователю интересно. Не стоит забывать и про интерактивность, ведь цифровые форматы предоставляют возможность для активного вовлечения зрителей в культурные процессы. На порталах можно найти большой объём информации. Кроме этого, тот же реестр билетов Минцифры создали специально для "Пушкинской карты". Специально было разработано и приложение "Госуслуги Культура". Именно здесь платформы "Культура.рф" и PRO.Культура" ведут реестр организаций, отобранных экспертными советами. Также есть реестры мероприятий и билетных терминалов. По данным спикера, на сегодняшний день "Пушкинскую карту" получили более 12,4 млн человек - это 89 % молодёжи России в возрасте до 22 лет. - Но дело в том, что часть той молодёжи, которая раньше оформила "Пушкинские карты", сейчас переступила порог по возрасту в 22 года. Поэтому актуальное число держателей карт на данный момент 9,9 млн. Здесь идёт постоянное движение - одни уходят, другие приходят. За всё время работы проекта продано билетов на общую сумму 47 млрд рублей. Не все учреждения культуры страны участвуют в программе (у нас их порядка 90 тыс. ). Так вот почти 12 тыс. учреждений-участников образовательные организации в 100 % объёме, кинотеатры - 93 %. Дальше идут театры, концертные залы. Меньше всего дворцов культуры, библиотек и музеев. Над этим мы сейчас работаем и достаточно благотворно, - поделился статистикой Дмитрий Коновалов. Также он отметил, что среди владельцев этих карт девушек больше, чем парней. Самая активная прослойка - это подростки 14-18 лет. Эксперт объяснил это тем, что после школы молодёжь поступает в вузы и ссузы, и у них остаётся меньше времени на посещение культурных мероприятий. Что касается статистики по Омской области, то у нас сейчас молодёжи в возрасте от 14 до 22 лет 185 тыс. человек. Из них "Пушкинскую карту" подключили 137 тыс. Это составляет 74 % от общего числа потенциальных участников проекта. По словам первого заместителя министра культуры Омской области Ольги Безродной, это немного выше, чем в целом по стране. Российский показатель в среднем 70 %. Ольга Безродная - За всё время существования проекта "Пушкинской карты" в регионе продано около 1,3 млн билетов. Если говорить о финансовой стороне вопроса, то билетов было приобретено более чем на 580 млн рублей. Да, потенциал ещё есть. Важно, чтобы молодёжь могла посещать мероприятия в рамках этого проекта. Особенно активно карту у нас подключают подростки 14-16 лет. Есть те, кто впервые её подключили в 21 год и сожалеет, что не сделал этого раньше. Чаще ходят на мероприятия по "Пушкинской карте", как и в целом по стране, молодёжь 14-18 лет, и преимущественно девушки, - подчеркнула во время пресс-конференции Ольга Безродная. Она даже пошутила, что надо придумать такое мероприятие, на которое девушки могут прийти только в паре с молодым человеком, чтобы привлечь к культурным событиям больше юношей. Напомним, что у программы "Пушкинская карта" новый оператор и действующие карты необходимо будет заменить . Сделать это желательно до новогодней суеты. Подать заявление на замену лучше до 28 декабря (включительно) 2025 года, чтобы избежать непредвиденных ситуаций и пользоваться ею в праздничные выходные. Фото: архив "Омск Здесь"

Пушкинская карта: молодёжный тренд или цифровая культурная революция?
© Омск Здесь