Новатор из глубинки
Основоположник реализма в театре Михаил Семёнович Щепкин родился в 1788 году. Он был крепостным графа Волкенштейна, а свои первые роли сыграл в домашнем театре. Вероятно, никто из зрителей тогда и представить себе не мог, что самородку из глубинки когда-нибудь будет рукоплескать весь мир, а блестящие драматурги будут создавать пьесы специально для него. На сцену привёл случай Свою первую роль Щепкин получил во время обучения в Суджанском народном училище – он сыграл Розмарина в спектакле «Вздорщица». В начале 1800-х, обучаясь в Курском народном училище, Щепкин был суфлёром в Курском городском театре братьев Барсовых. На настоящую сцену впервые вышел в том же театре благодаря случайности: пришлось заменить запившего актёра, игравшего Андрея-почтаря в спектакле «Зоа». С тех пор граф разрешил талантливому крепостному играть в театре братьев Барсовых. В юности Щепкин видел, как актёр-любитель Барсов, играя роль Андрея-почтаря в драме «Сокол князя Ярослава», так переживал на сцене, что плакал настоящими слезами. Это потрясло Щепкина и стало для него откровением: «Игра должна быть не представлением, а переживанием». Этот принцип «вживания в роль» и стал предтечей системы Станиславского. Позже в составе группы Штейна Щепкин играл в Полтаве, стал ведущим актёром Полтавского театра. Невеста согласилась стать крепостной Перипетиям личной жизни семьи Щепкина могли бы позавидовать и турецкие сериалы. Кстати, его будущая жена Елена Дмитриевна Чаликова была турчанкой. Младенцем её забрал с поля боя на развалинах крепости Анапа в свой дом полковник Чаликов – будущий генерал. Он дал девочке воспитание и свою фамилию. А познакомились Щепкин и его будущая супруга на спектакле, в котором он играл. Становясь женой крепостного, приёмная дочь генерала и сама переходила в это сословие, однако это не остановило девушку. В этом браке родилось шестеро детей. Тем временем Князь Репнин-Волконский, покровительствовавший труппе, всячески содействовал тому, чтобы Щепкин получил вольную. Граф Волкенштейн между тем не спешил отпускать знаменитость на волю. Актёр получил её в только в 1822 году благодаря сбору средств и помощи друзей, когда ему было 33 года. Став свободным человеком, Щепкин выступал в группе Штейна и в московской труппе Ф.Ф. Кокошкина, играя самые разные роли, в том числе и женские: от Бабы Яги до Еремеевны в «Недоросле» Фонвизина. – Михаил Семёнович играл в пьесе «Опыт искусства» в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями, – вспоминал чиновник конторы московских театров В.И. Головин, по протекции которого Щепкина в 1822 году пригласили в труппу московского театра – будущего Малого театра. Здесь Щепкин служил до конца своей жизни и снискал славу лучшего характерного комедийного актёра. Но и в трагедийных ролях его встречали горячими рукоплесканиями. За свою карьеру в Малом театре Щепкин сыграл около 600 ролей. Его репертуар был необъятен: от Шекспира и Мольера до современных ему русских комедий. При этом к каждой роли, даже самой маленькой, он подходил с одинаковой ответственностью. Даже отправляясь больным на лечение в Ялту, по пути Щепкин умудрился дать спектакли в четырёх городах. В Ялте он и умер. Похоронен актёр на Пятницком кладбище в Москве. Уничтожен памятник, но не память В этом году эту день рождения актёра омрачает печальное событие – уничтожение солдатами ВСУ его памятника в Судже. – Я сам из Суджи, десять лет ходил мимо памятника Щепкину и сожалел о том, что мало знаю о нём. Захотелось узнать больше, показать, каким он был человеком, в чём был велик, – рассказывает автор книги «Первая роль. Миша Щепкин на суджанских подмостках» Дмитрий Жуков. Повесть, вышедшая в 2013 году в издательстве «Славянка», представляет собой беллетризованную биографию великого актёра. Основные вехи биографии в ней сохранены. Кроме того, читатель может насладиться описаниями народных праздников на суджанской земле. Собирая материал для книги, автор побывал и в белгородском доме-музее, и в московском музее Щепкина. – Работать над книгой было очень интересно, – делится впечатлениями автор. – Хотелось отразить дух той эпохи. Когда изучил то время, поразило, как легко родители отпускали детей с малолетства в другие города, видимо, понимая, что грамотность – основа будущей жизни. Также удивило упорство Щепкина в обладании актёрским мастерством. Не раз на встречах со школьниками я рассказывал, что великий актёр был крепостным. Изначально книга задумывалась как трилогия, автором частично собран материал для последующих частей. Так что не исключено, что будет продолжение книги. После уничтожения памятника писатель выходил на суджанский отдел культуры с предложением восстановить не только его, но и архитектурный ансамбль с колоннадой перед парком, снесённый в советское время. – То, что уничтожен памятник, – ужасно, этому нет оправдания, – уверен Жуков. – Щепкин – первый в России актёр, которому поставлен памятник в то время, когда актёров считали скоморохами и не допускали их до причастия. Хотелось бы, чтобы куряне не забывали о нём. В Курском краеведческом музее мало сведений, а ведь Щепкин для театра то же, что Пушкин в русской литературе – такой же реформатор. Директор историко-театрального музея имени М.С. Щепкина в селе Алексеевка (ранее село Красное) Белгородской области Елена Новикова также отмечает, что можно уничтожить памятник, но не память… Напротив, жестокие вызовы – это повод сохранять и приумножать великое нематериальное наследие. – Варварство вызывает негодование, оно показывает отношение разрушителей памятника к мировому культурному наследию, – подчёркивает Елена Ивановна. – Михаил Семёнович Щепкин не просто русский актёр, это мировая звезда, которой рукоплескали на французских подмостках. Даже то, что Белгород сегодня далеко не самая спокойная точка на карте, не пугает ценителей наследия Щепкина. Посещаемость у дома-музея стабильна, в год порядка 25 тысяч человек. Относительно прошлых лет наблюдается большой приток военнослужащих. К нам приезжают из Курской, Ярославской, Орловской областей. Пополняется и фонд музея, много даров – это костюмы, бутафория, предметы крестьянского быта. Так, из фонда театра в музей перешли предметы крестьянского быта, костюмы вышедших из репертуара спектаклей. В дополнение к постоянной экспозиции создан новый выставочный зал по национальному проекту. В нём открылась первая выставка, которая продлится несколько месяцев. Она посвящена реализации щепкинского наследия в драмтеатре. На выставке представлены костюмы, бутафория, декорации. – Прежде у нас проходила передвижная выставка о фронтовиках-щепкинцах: выпускниках Щепкинского училища (театральная бригада, поднимавшая дух бойцов на фронтах) или воинах, актёрах по профессии, с фронта вернувшихся на подмостки. Щепкинское наследие очень многогранно, – подчёркивает Елена Новикова. – Летом в саду проходила мобильная сцена, вызвавшая интерес у молодёжи. Интересные факты из жизни Михаила Семёновича Щепкина Отец будущего актёра был управляющим в имении, а мать – горничной графини. Играя впервые женскую роль на сцене училища в комической опере «Новое семейство» – служанки Аньки в женском сарафане и кокошнике – актёр до слёз боялся насмешек. Щепкин был близким другом А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Т.Г. Шевченко и И.С. Тургенева. Вместе с Гоголем актёр «пробивал» цензуру на «Ревизора». Именно Щепкин уговорил Гоголя прочитать комедию в доме историка Погодина, что стало ключевым моментом для её постановки. Роль Городничего стала одной из его вершин. Пушкин специально для Щепкина задумал написать пьесу «Русалка», но, к сожалению, не успел. Михаил Семёнович был душой Малого театра, который впоследствии стали называть «Домом Щепкина». По легенде, именно он ввёл традицию поднимать перед спектаклем «мочальный занавес» – простой, без украшений, символизирующий, что всё внимание должно быть отдано искусству, а не роскоши. Он ломал каноны. Вместо пафосной декламации на сцене он ввёл разговорную, естественную интонацию. Мог, изображая Фамусова в «Горе от ума», во время монолога вдруг начать чистить апельсин, делая игру невероятно живой и достоверной. Зрители были в восторге, а коллеги-консерваторы – в шоке. Щепкин – первый в России актёр-мемуарист – оставил после себя бесценные «Записки актёра Щепкина», которые являются не только автобиографией, но и энциклопедией театральной жизни первой половины XIX века. Он подробно описал и быт крепостных актёров, и творческие поиски, и свои встречи с великими современниками. В ТЕМУ Щепкин и Искандер в истории Бахрушинского музея О возрастающем интересе к российскому культурному наследию говорят не только километровые очереди в Третьяковскую галерею. Сегодня музей, рождённый благодаря гению актёра Щепкина, открыл филиал, посвящённый гению писателя Искандера, который тоже был тесно связан с театром и с Курской областью. Между Государственным центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина (Москва) и Министерством культуры Абхазии было принято решение о создании филиала имени Фазиля Искандера в Абхазии. Многие ранние приобретения Бахрушина для музейной коллекции были так или иначе связаны со Щепкиным, вдохновившим мецената на создание музея. В экспозицию нового филиала перешло более 120 экспонатов из коллекции театра и фондов Бахрушинского музея, центральная фигура в ней Фазиль Абдулович Искандер. Его имя Государственный театр русской драмы в Абхазии носит с 2017 года. «Я – русский писатель, но певец Абхазии», – подчёркивал Фазиль Искандер. История «Курской правды» также связана с биографией писателя, работавшего в нашем издании. В музее воссоздали кабинет писателя, где центральная фигура – пишущая машинка. Основу экспозиции составили материалы, переданные вдовой писателя – Антониной Хлебниковой-Искандер. Речь идёт о личном архиве, рукописях, книгах, фотографиях и мемориальных предметах. Филиал назван «Музей Фазиля Искандера» как дань уважения глубокой связи Искандера с театром. Многие его произведения («Сандро из Чегема», «Кролики и удавы») были инсценированы и с успехом шли на сцене. Вероника ТУТЕНКО