Для души и про клоунов. Как омский любительский театр поехал Подмосковье покорять
В Одинцово определят лучшие любительские театры. За награду поборется и омский коллектив. Выступать в театре - привилегия профессионалов. Всегда ли это утверждение верно в XXI веке? На данный момент движение любительских театров активно развивается в разных регионах страны. И в Омске за право говорить со сцены своё художественное слово борются не только независимый театр "Комната 24" , но также народный театр "Карусель" ("КС"), которым руководит режиссёр Наталья Козловская - сестра и коллега Анны Козловской, художественного руководителя театра "ШуМиМ" . Именно театр "Карусель" отправился представлять сибирский город в подмосковное Одинцово. Там с 3 по 8 ноября проходит XXXII Ежегодный Всероссийский молодёжный фестиваль-конкурс любительских театральных коллективов "Театральная Завалинка", посвящённый защитникам Отечества в год 80-летия Победы. - Фестиваль очень серьёзный, с хорошей учебной программой, где предусмотрено много занятий для артистов. Здесь представлены актёрское мастерство, сценическое движение, пластика, танец, обучение смежным технологиям, которые сейчас используются в театре. Например, для видеографов и звукооператоров. В любительском театре часто все эти функции выполняют участники коллективов, поэтому это очень здорово, что на фестивале этому тоже можно поучиться и обменяться опытом. И для режиссёров там очень хорошая лаборатория: с обсуждением спектаклей и учебными занятиями по созданию инсценировок. Кроме всего прочего, полезно посмотреть спектакли коллег, узнать, с чём другие коллективы работают, как они живут, в какой атмосфере, - прокомментировала "Омск Здесь" режиссёр театра "Карусель" Наталья Козловская. В отборочном туре фестиваля приняли участие 192 непрофессиональных театральных коллектива из 47 регионов России. Это 18 тысяч участников. Как рассказала "Омск Здесь" Наталья Козловская, театр "КС" существует в Омске уже 25 лет, но, несмотря на свой богатый опыт участия в различных фестивалях, на "Театральную Завалинку" заявку они отправили в первый раз. Однако это не помешало труппе пройти конкурс с первой попытки. Многие любительские театры отправляют заявки ежегодно, чтобы попасть в число конкурсантов, но лишь немногим улыбается удача. В финальном туре "Театральной Завалинки", в котором принимают участие 350 человек из 21 коллектива, омская "Карусель" покажет спектакль-клоунаду "Ос(ч)ень хочется тепла" (12+). Наталья Козловская уверена, что подобная постановка в конкурсном репертуаре фестиваля расширяет жанровую палитру "Театральной Завалинки", ведь театральная клоунада - довольно специфический редкий жанр. - Клоунада позволяет говорить о серьёзных философских и жизненных вопросах, и именно она может приободрить, где-то утешить, напоить вдохновением и радостью душу. Каждому, наверное, хочется почувствовать такую поддержку. Особенно она необходима осенью, потому что впереди зима… и хочется тепла, и хочется понимания... И вот это душевное тепло мы стараемся дарить зрителю нашим спектаклем, а в данном случае всем участникам фестиваля. Чтобы и в предстоящей зиме оставить радость и краски осени, счастливые моменты прошедшего лета. Это важно для будущей весны - как мы проживем эту зиму, - поделилась с корреспондентом издания Наталья Козловская. Спектакли будет оценивать профессиональное жюри во главе с заслуженным работником культуры РФ, заведующей кабинетом любительских театров Союза театральных деятелей РФ Аллой Зориной. Кстати, победители фестиваля будут внесены в государственный реестр лиц, проявивших выдающиеся способности. Отметим, что, помимо спектакля "Ос(ч)ень хочется тепла", артисты "КС" в Одинцово в рамках проекта СТД РФ "Вампилов сегодня и всегда" покажут эскиз по рассказу Александра Вампилова "Последняя просьба". Быть частью любительского коллектива - это работать на преодоление. Артист словно живёт двойной жизнью: днём он, например, журналист или студент-физик, а вечером репетирует танцы на сцене , примеряя на себя неожиданные образы. Наталья Козловская окончила факультет культуры и искусств (кафедру режиссуры) ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и Театральный институт им. Бориса Щукина. Стать руководителем любительского театра было её осознанным выбором. Для себя режиссёр точно определила: у непрофессиональных артистов, которые хотят выступать, отношение к профессии актёра должно быть такое же, как у тех, кто на него учился. К тому же артистам-любителям приходится приносить в жертву театру важный ресурс для современного человека - время. Ведь после своей основной работы артист "КС" не бежит домой к семье, а выбирает театр. У такого коллектива нет чёткого регламента - сколько спектаклей он должен сыграть за сезон. Ведь каждый пришёл в театр, чтобы здесь осуществить свою большую мечту. - Не все ребята (из театра "Карусель") имеют профессиональное актёрское образование. Даже если оно у кого-то и есть, то это не влияет на то, какие требования предъявляются к артистам. Для того чтобы заниматься театром, у них гораздо меньше времени, чем у профессиональных актёров, они совмещают своё творчество с основной работой, которая приносит доход. Но в театре они серьёзно развиваются, участвуют в фестивалях, проходят мастер-классы, находятся всё время в тренинге. Мы предоставляем нашим артистам возможность повышать своё мастерство. В труппе есть те, кто занимается театром уже более 10 лет. Поэтому вопрос профессионализма весьма условен. Часто на фестивалях компетентное жюри говорит, что любой наш артист мог бы играть на профессиональной сцене, это, конечно, очень лестно слышать в свой адрес. Это говорит о том, что мы занимаемся, вкладывая в эти занятия силы, время, душу, и усилия наши ненапрасны, - уверена Наталья Козловская. Помимо того, что участники любительского театра не могут уделять сцене столько же времени, сколько актёры государственных театров, непрофессиональный коллектив, к сожалению, ограничен материально. Ведь театру приходится обеспечивать себя полностью за счёт собственных средств. Так что чаще всего поездки на фестивали актёры сами и финансируют. А что касается конкуренции между профессионалами и непрофессионалами, Наталья уверена, что это толчок, который только помогает театру "КС" крепнуть и расти. - Конкуренция - двигатель, который помогает развиваться. А если вдруг она начинает мешать или какое-то соревнование становится слишком серьёзным, тогда стоит вспомнить о том, зачем мы этим - театром - вообще занимаемся. Мы стараемся не сходить с ума по поводу оценки нашего творчества. Всё-таки большое значение имеет то, как воспринимает нас зритель, удалось ли нам добиться единения с ним, сопереживает ли он. Это ждёшь после каждой работы, - говорит режиссёр народного театра "Карусель". Зрители, приходящие в "Карусель", и вовсе удивляются, как глубоко артисты прорисовывают своих героев. Наверное, именно отсутствие завышенных ожиданий и способствует эффекту "вау" от спектаклей такого театра. И об отсутствии актёрского образования у артистов никто в зрительном зале и не вспоминает. - Уникальность любительского коллектива в том, что театр для нас - зов души. Это та потребность в творческой реализации, без которой человек не может жить. И он, занимаясь ещё какой-то профессиональной деятельностью, посвящает себя театру. Там он приобретает умение создавать образы на сцене. Народность, конечно, присутствует в коллективе. Потому, что в театре работают разные люди - разных профессий и социальных слоёв, и каждый пришёл со своим опытом. У нас есть и учителя в коллективе, и тренеры, и работники заводов, и представители науки, и работники культуры. И эти непохожие друг на друга люди, когда собираются вместе, создают на сцене более подлинную жизнь человеческого духа, - уверена режиссёр. Кстати, недавно наши коллеги из программы "Свободное время" телеканала "Продвижение" в Омске побывали на спектакле "Ос(ч)ень хочется тепла" и рассказали о том, как клоунада сокращает дистанцию между актёром и зрителем. Отметим, что ранее мы рассказывали вам о том, как живут и борются с предрассудками другие независимые театры Омска. Фото: скриншоты программы "Свободное время"