Мост на все времена, или Обещанного 22 года ждут: как в Нижнем Новгороде строили уникальный метромост

Масштабы проекта: впечатляющие цифры и характеристики Цифры, отраженные в статистике, впечатляют: на строительство сооружения пошло 54 тысячи тонн асфальта, 13 тысяч тонн металла, общая длина переправы – 6170 метров, ширина – 18 метров. Разумеется, на торжестве по случаю открытия такого масштабного проекта, присутствовали руководители из федерального правительства, полпредства, тогдашний губернатор области Валерий Шанцев и глава города Вадим Булавинов. «Приятно, что в кризисный год, когда у российской экономики существуют некоторые проблемы, завершено строительство такого объекта. Региональные власти изыскали средства и возможности завершить этот проект. Открытие движения сделает жизнь нижегородцев удобнее», – сказал после запуска движения вице-премьер правительства РФ Александр Жуков. Строительство метромоста в Нижнем Новгороде: история проекта с 1987 года Проект строительства моста появился в 1987 году, и его увязывали со строительством метрополитена. Изначально автомобильное движение по нему не предусматривалось. Тогда в стране набирала обороты перестройка, и возведение такого важного объекта в начале 90-х неожиданно столкнулось с общественным сопротивлением. Против сноса домов на пути строительства и работ на территории площади Горького выступал тогдашний депутат Верховного совета РСФСР Борис Немцов, который позже стал первым губернатором Нижегородской области. И все же возведение метромоста началось в 1992 году и шло с большими перерывами. Проблемы строительства: от нехватки денег до идеи взорвать долгострой В 1995 году строительство метромоста встало. Причина крылась в том, что на него ни у страны в целом, ни у региона не было денег. «Горячие головы» даже предлагали взорвать объект. Якобы это помогло бы в борьбе с паводком. Дело в том, что уже построенные опоры часто мешали по весне проходу ледяных глыб. К счастью, на подрыв уже начатого сооружения не пошли. А в 1999 году стало ясно, что проект строительства метромоста устарел. Тогда же был разработан новый, предусматривающий движение не только вагонов метро, но и автомобилей. Это добавило хлопот строителям, так как усложнило конструкцию и привело к увеличению сметы. Некоторые источники свидетельствуют, что, когда в начале нулевых строительство метромоста возобновилось, нижегородцы с ужасом обнаружили, что уже построенные две половины моста находятся на разной высоте. Но строителям удалось сделать так, чтобы они в конечном счете сомкнулись на одном уровне. В 2000 году начался новый этап строительства моста: шло возведение так называемых русловых опор. Оно продолжалось до конца 2002 года, а затем строительство снова замедлилось из-за недостатка средств. В 2003 году был отменен целевой дорожный налог. Это тоже отразилось на ходе строительства важного объекта. Сколько стоил метромост: общая стоимость и финансирование Как отмечают местные журналисты, строительство долгожданного на тот момент объекта ускорилось в 2005 году и было связано с тем, что Нижегородскую область возглавил Валерий Шанцев. Губернатор публично озвучил обязательства по завершению строительства метромоста. С 2006 года оно шло более ритмично и без сбоев. Только за этот год было построено два стальных пролета сооружения. Региональные власти обеспечили ежегодное увеличение выделяемых средств на строительство. 10 млрд рублей было потрачено из казны области в период с 2007 по 2009 год, тогда как общая стоимость объекта составила 14 миллиардов. 4 ноября 2008 года губернатор Валерий Шанцев лично закрутил последнюю гайку в конструкции моста, а в декабре того же года началась проходка тоннеля к станции метро «Горьковская». «Львиная доля нагрузки легла на областной бюджет. Поэтому я принял решение взять кредит 2,7 млрд рублей из федерального бюджета, большая часть из которого пойдет на строительство метромоста», – говорил в 2009 году Валерий Шанцев. Как прошло открытие метромоста Дела по факту не разошлись со словами региональных властей. После 22 лет ожидания, разумеется, в торжественной обстановке, 4 ноября первый автомобиль проехал по метромосту. «Чтобы на это решиться, нужно определенное гражданское мужество и профессионализм, уверенность в том, что ты можешь это сделать. Я отнесу это и к руководству области, и к строителям», – отметил тогда полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота. Через несколько лет, в октябре 2012 года, метромост полностью оправдал свое название. По нему впервые прошли вагоны нижегородского метрополитена. Метромост сегодня Сегодня нижегородский метромост не только служит в качестве инженерного сооружения, но и украшает столицу Приволжья. Его оборудовали системой подсветки, которая позволяет изменять цвета моста. Ранее «ФедералПресс» сообщал о том, что в Нижнем Новгороде стартовало строительство второй городской канатной дороги, которая станет полноценным элементом транспортной системы. Новая воздушная переправа через Оку соединит заречную и нагорную части города, сократив время в пути с 40 до 15 минут и разгрузив магистрали. Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

Мост на все времена, или Обещанного 22 года ждут: как в Нижнем Новгороде строили уникальный метромост
© РИА "ФедералПресс"