Душа бессмертна!
В жизни я видела В.И. Белова всего один раз, в 2007 году – на праздновании его 75-летия. Вологодские писатели тогда внесли Мастера в зал, где проходило чествование, сидящим на кресле (тогда уже Василий Иванович ходил с большим трудом). Белов смущённо оглядывался по сторонам – ему явно не по душе было такое внимание к своей персоне. А в 2016 году я участвовала в III Всероссийских Беловских чтениях, благодаря которым 19 октября побывала на родине писателя – в деревне Тимонихе. Вместе с нами, участниками чтений, в путь отправились вологодские и московские писатели: Д. Ермаков, В. Плотников, М. Карачев, А. Сальников, А. Варламов, А. Шорохов, а также вдова, дочь и сестра писателя. В Харовске работники районной библиотеки устроили нам радушный приём, напоив чаем с пирогами, и познакомили с огромным количеством материалов, связанных с именем знаменитого земляка. Василию Белову была посвящена большая экспозиция, оформленная интересно и с любовью – в отдельной комнате собраны все его книги, письма, портреты, а напротив входа в библиотеку на стене был размещён огромный баннер с изображением В. Белова и родных для него мест. Родину свою Белов называл "ольховой стороной". И впрямь – за окном автобуса тянулись бесконечные заросли ольхи, среди которых часто отсвечивала темная гладь глубоких озер. 60 км от райцентра не показались нам скучными и утомительными, потому что харовские библиотекари разработали удивительно интересный интерактивный проект "Дорога к дому". Мы останавливались в небольших деревеньках, где перед нами представали герои "Бухтин вологодских завиральных" В.Белова. Иллюстрация к книге "Бухтины вологодские завиральные". Фото: litlife.club Вот сидит на лавке у дома крепкий мужик среднего роста в плаще защитного цвета и такой же фуражке. Глаза лукавые. Кто "Бухтины" читал, тот сразу узнает печника Кузьму Ивановича Барахвостова, балагура и умника. Представляясь нам, он заявил: "Хорошо жить, пока ты Кузька. Только станешь Кузьма Иванович, сразу и кидает в задумчивость. От этой задумчивости приходит затмение жизни. Тут уж опять без бухтины не проживешь. Бухтина душу без вина веселит, сердце примолаживает... Бухтинка иная и маленькая, да удаленькая: умный перед ней душу раскрыл, дураку она сама рот распахивает. Мало ли дураков-то на белом свете? Полоротых-то?" Через несколько километров пути на дороге "голосовала" молодая бабёнка Нюрка в характерном для Харовского района начала XX века одеянии, попросила подвезти до деревни. Зайдя в автобус, бойко и весело "заокала", рассказывая нам о поездке в Москву. Пригласила всех на пироги с грибами, которых нынче много уродилось, ошарашила под конец приметой: "Много грибов – дак много и гробов". В следующей деревне нас поджидали, сидя на лавке возле дома, дети – брат с сестрой. Все персонажи мастерски сыграны не артистами, а читателями районной библиотеки. Наша группа в том году стала для них 30-й по счёту. Могила В.И. Белова. Фото: сайт "Культура в Вологодской области" За шесть километров до Тимонихи нас пересадили в ПАЗики: грязная и ухабистая дорога требовала именно такого транспорта. И вот мы на маленьком деревенском кладбище. Среди скромных могил возвышается большой крест из чёрного камня, на котором высечен барельеф В.И. Белова и слова: "Душа бессмертна" (название книги рассказов писателя, приуроченной к его 75-летию). Местный батюшка отслужил поминальный молебен. Поклонившись праху писателя и возложив цветы, мы с местными жителями заложили дубовую рощу, о которой мечтал Белов. 80 дубков встали у храма Успения Пресвятой Богородицы, в котором писатель настилал полы и мастерил иконостас. А потом было посещение дома В.И. Белова в Тимонихе, где он создавал свои бессмертные произведения, наполненные любовью к России и болью от её неустройства. Тимониха стоит на угоре, в ней всего пять домов, в которых никто не живет. Дом В.И. Белова – типичный для Харовского района крестьянский двухэтажный пятистенок, некрашеный, словно подпоясанный широкой лентой из прямо приколоченных окантовочных дощечек между этажами. Глядя на сиротливо стоящую на табурете гармонь Белова, я вспомнила строчки из первой книжки писателя "Деревенька моя лесная" (1961 г.): Я пойду над речкой каменистой На пастуший голос, на огонь, А в руках у новых гармонистов Пусть играет старая гармонь. Пусть играет целыми ночами Для моей ольховой стороны, Пусть играет, только без печали, Без девичьей боли, без войны. Мы вернулись в село Азла, где нас поджидал большой автобус, замерзшие, перепачканные глиной и переполненные впечатлениями. Работники дома культуры, в который нас пригласили отобедать, удивили своим щедрым гостеприимством и кулинарным мастерством. Нас накормили простой и вкусной деревенской едой из русской печи: щами, кашей, топлёным молоком, запечённой в яйцах щукой, овсяным киселём, пирогами с рыжиками и с чесноком, тушёной с мясом картошкой, а ещё квашеной капустой, солёными рыжиками, деревенским пивом. И всё это сопровождалось прибаутками и народными песнями из харовского фольклора. Нельзя было не поклониться в знак благодарности хозяевам по окончании трапезы. 20 октября в большом зале Вологодской областной научной библиотеки им. И.В. Бабушкина состоялась церемония открытия Всероссийского литературного форума. Свободных мест не было. Здесь присутствовали представители из 12 регионов России. Это преподаватели, работники культуры, студенты, литературоведы, сотрудники библиотек, писатели и просто почитатели творчества Белова. Во втором ряду, передо мной, сидела маленькая большеглазая Ольга Фокина и внимательно следила за происходящим. Собравшихся приветствовали заместитель губернатора Олег Васильев и заместитель главы города Вологды Александр Груздев. Вдова писателя Ольга Сергеевна поблагодарила за память о Василии Ивановиче и выразила надежду, что Беловские чтения будут продолжаться и станут международными. Вологодская областная научная библиотека им. И.В. Бабушкина. Фото: официальный портал правительства Вологодской области. Думаю, международными можно было назвать и III чтения, так как на пленарном заседании звучали доклады гостей не только из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Архангельска, Уссурийска, Костромы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Твери, Краснодара, но и японского профессора Ясун Рехэй (по скайпу), и кандидата филологических наук, преподавателя международной языковой школы Н.Фишер, которая занимается переводом произведений В. Белова на немецкий язык. Её доклад показался мне особенно интересным, ибо полностью подтверждал русскую поговорку: "Что русскому хорошо, то немцу смерть". Я имею в виду то, что у каждого народа своя история, оказывающая воздействие на менталитет людей, их жизненный уклад. Разница между западноевропейскими странами и Россией в данном случае весьма показательна. Иностранные переводчики испытывают огромные трудности при переводе самобытного Беловского языка, основанного на русском менталитете. В этот же день состоялась экскурсия по литературным местам Вологды, вызвавшая большой интерес московских писателей, и замечательная выставка фотохудожника Андрея Кошелева и члена Союза писателей России, генерального директора Центра общественного просветительства "Бирюзовый дом" Марины Кошелевой (представителей московской диаспоры вологжан и друзей семьи Беловых), организованная в Центре писателя В.И. Белова на улице Щетинина, 5. В этом Центре мне удалось посидеть за письменным столом Василия Ивановича и подержать в руках его писательское перо. Ощущения были непередаваемые. Также 20 октября в областной библиотеке состоялся литературный вечер, который вёл вологодский критик, доктор филологических наук Виктор Бараков и выступали гости из Москвы: ректор Литинститута имени М. Горького, писатель Алексей Варламов и секретарь правления Союза писателей России Алексей Шорохов, заявивший, что современное общество ставит писателя на грань выживания. Зам. главного редактора журнала "Подъём" Вячеслав Лютый сурово критиковал современную поэзию. Досталось от него и женской прозе. Из приятных событий литературного вечера можно назвать награждение Рубцовской медалью семерых вологжан, среди которых были А.К. Сальников (редактор литературного журнала "Вологодский ЛАД") и Анатолий Ехалов (вологодский журналист и писатель). 21 октября в Центре писателя Белова прошёл литературный семинар, на котором молодые вологодские авторы представили свои произведения на суд маститых писателей. Алексею Шорохову проза понравилась больше. Он сказал, что поэзия молодых, в основном, представлена рэпом, а это, в общем-то, не является поэзией. Были и участники, которым эксперты посоветовали поступать в литинститут. Также 21 октября прошёл шестичасовой литературный марафон. Повесть Белова "Привычное дело" вслух читали в музее-квартире писателя, школе № 41 и в Вологодской молочно-хозяйственной академии. Марафон транслировался на восьми различных интернет-ресурсах. Кроме того, с 19 по 21 октября вологодские театры показали спектакли, поставленные по творчеству Белова, были организованы тематические фотовыставки и кинопоказы. В рамках чтений прошли дискуссионные площадки в школах Вологды. На мой взгляд, III Всероссийские Беловские чтения стали грандиозным событием в культурной жизни вологжан и всей России. Они духовно обогатили всех участников Чтений и внесли неоценимый вклад в развитие русской литературы. Дом Белова в Тимонихе. Фото: сайт "Культура в Вологодской области" 25 октября 2025 года в Вологде завершились уже XII Всероссийские Беловские чтения, в которых наряду с российскими писателями и литературоведами также приняли участие учёные из Китая, Узбекистана и Болгарии. Мне жаль, что в этом году я не смогла стать частью этого события. Но я горда тем, что мой земляк, русский писатель В.И. Белов известен во всём читающем мире (его книги переведены на 24 иностранных языка!) Его творчество остаётся востребованным и в нашу цифровую эпоху гаджетов и интернета, когда многие предпочитают короткие заметки, статьи и посты в социальных сетях, а не серьёзную литературу, заставляющую человека думать и сопереживать.