Хрупкость и мощь

Спектакли состоялись при поддержке РОСКОНЦЕРТа, в рамках федерального проекта Министерства культуры России "Большие гастроли" и фестиваля "Видеть музыку", который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Бурятский театр привёз в Москву две работы, продемонстрировав высокие достижения балетной и оперной трупп. Балет "Талисман", композитор Риккардо Дриго, либреттисты Константин Тарновский, Мариус Петипа - премьера 2019 года. Опера "Эреэхэн" написана и поставлена к двум важным юбилеям, которые отмечались в 2023 году: 320 лет со времени похода бурятской делегации к Петру I и 100-летие Республики Бурятия в составе РСФСР. Забытый балет "Талисман" вернул к жизни Александр Мишутин, выпускник Московского хореографического училища, долгие годы работавший в Японии. Клавир из японских архивов и сохранившиеся материалы послужили основой для творческой интерпретации стиля легендарного Мариуса Ивановича Петипа. Премьера "Талисмана" состоялась в 1889 году в Мариинском театре. Последний раз его исполнили аж в 1926 году в Ленинградском хореографическом училище. Возрождённый балет во всём хореографическо-визуальном блеске предстал, по словам балетмейстера-постановщика Мишутина, как "тоска современности о прошлом", на московской сцене. Действительно, изящная хрупкость нетленной красоты классического искусства была воссоздана на сцене с большим пиететом к прошлому. Все составляющие постановки - хореография, сценография и свет (Алексей Амбаев), костюмы (Елена Бабенко) - и музыкальная составляющая сработали в этом направлении, сотворив общую атмосферу очарования гранд дивертисмента. Экзотическая Индия с небесными духами, прекрасными баядерками, восточным базаром романтически повествует историю земной любви Нирити (Александра Богданова), обитательницы звёздных пространств, и молодого магараджи Нуреддина (Алдар Болтанов). Дочь повелительницы духов теряет звезду-талисман, подарок матери, дающий бессмертие. Ради любви к Нуреддину Нирити в финале отказывается от волшебного талисмана. Органично сплетённая хореогафия размывает границы между элементами классики Петипа и вкраплений современности, мягко растушёвывая полистилистику. Исполнители главных партий лирически воодушевляли публику, исполняя сольные и дуэтные номера с достаточным присутствием сценической свободы. Эльдар Ванданов (Вайю, бог ветра) отличился высокими, упругими прыжками, хотя при вращениях уходил в сторону. Все участники аккуратно и осмотрительно выполняли свои технические задачи, не делая ошибок. Изящно-изысканная музыкальная партитура, каверзная именно требованием от оркестрантов непринуждённой лёгкости в исполнении инструментальных трудностей, звучала под управлением Валентина Богданова (дирижёр-постановщик Валерий Волчанецкий) под стать изящной картинке на сцене. Соло в оркестре исполнили: Александра Наталина (скрипка), Светлана Именохоева (флейта), Григорий Феоктистов (кларнет), Алексей Хабинский (труба). В спектакле приняли участие: Дамаянти - Харука Ямада, Амравати - Антонина Волгина, Джамиль - Виталий Базаржапов, Нерилья - з. а. РБ Маргарита Эрдыниева, Наль - з. а. РБ Вячеслав Намжилон, Кадоор - н. а. РБ Батор Надмитов, Акдар - Сергей Бородин, Чопдарь - Зоригто Дашиев, Земля - Аямэ Масуока Такаяма, Воздух - Кономи Цукада, Вода - Виктория Ильина, Огонь - Юлия Жамбалова. Спектакль "Эреэхэн" лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства. В период подготовки к юбилеям Министерство культуры РБ и Бурятский театр оперы и балета объявили конкурс на создание и постановку национального оперного спектакля. Отражением исторического перелома в национальной истории бурятов стала опера лауреата Госпремии РБ Баира Дондокова, автора либретто и музыки. В основу сюжета легла пьеса "Ехэ Удаган Абжаа" выдающегося бурятского писателя, учёного и общественного деятеля Базара Барадина, повествующая о приёме царём Петром Первым в Москве в 1703 году представителей бурятских родов. Над спектаклем работали: дирижёр-постановщик Илья Норштейн; музыкальный руководитель н. а. РФ Дарима Линховоин; режиссёр-постановщик Олег Юмов; художники-постановщики Даши Намдаков, Сэсэг Дондокова; консультант художника по костюмам Татьяна Тышкенова; хормейстеры Валерий Волчанецкий, Евгения Сулейманова, Майдар Дамбаев; хореограф-постановщик Алиса Шикина; художникпо свету Евгений Виноградов; художник мультимедиа Арюна Булутова; звукорежиссёр Марина Иванова. Вокальный кастинг выглядел так: Бадан - з. а. РБ Александр Хандажапов; Эреэхэн з. а. РФ Билигма Ринчинова; Нагарай - н. а. РБ Эдуард Жагбаев; 1 глава - з. а. РФ Дамба Занданов; 2 глава - Дмитрий Барташкин; 3 глава - Саян Цымпилов; 4 глава - з. а. РБ Галсан Ванданов; Петр I - Евгений Островский; Переводчик - Савелий Александров; Бишыхан - н.а. РБ Эржена Базарсадаева; Загал - н. а. РБ Данзан Бальжинимаев; Нагал - Жамсо Бамбагаев; Девочка-аманатка - Оюна Дарижапова. Коллектив Бурятского театра не впервые представляет своё искусство в Москве в рамках фестиваля "Видеть музыку". Сцену и зал Театра Станиславского и Немировича-Данченко технически и акустически труппа уже знала по предыдущим гастролям, тем не менее, показать спектакль в чужом пространстве - это нелёгкое действо для всех служб. Сложный перелёт, другой часовой пояс, ночные монтировки сцены - специфические трудности для приехавшей команды из 180 человек. Это трудный, но счастливый период в жизни коллектива. Директор театра Дмитрий Артамонович Дылыков поделился: "К аждый приезд в Москву на л учшие сцены нашей страны - важн о, ответственн о и волнительно для нас. М ы показываем с вой п уть развития, на что мы способны, какой этап переживаем в данный момент. С пециально написанный к значимым событиям с пектакль «Эреэхэн» соз да вался 3 года , сегодня его московская премьера. Многие наши земляки сейчас переживают за нас, поддерживают и желают успеха гастролям. Особо подчеркну факт, что Театр участвует в юбилейном фестивале "Видеть музыку"." По признанию композитора Баира Дондокова, он пытался разными средствами обыгрывать пентатоническую основу этнической бурятской традиции. Использования прямых песенных цитат почти нет. Автор сохранил и классический состав оркестровой партитуры. Тем не менее, музыка оперы дышит интонациями бурятского фольклора, специфического интервального сочетания. Интересная оркестровка, то плотная, то прозрачная в дуэтах солирующих инструментов, в симбиозе с мелодикой рождает красоту звучания. Постановка, достаточно лаконичная по сценографии и статичная в мизансценах, во втором акте оживляется. Визуальной кульминацией стала сцена гибели молодой шаманки Эреэхэн, которую облекают в белые одежды духи. Эффектна сцена на приёме у Петра Первого, стилизованная под петровские ассамблеи с танцевальным дивертисментом, приятно контрастирущим с общим развитием. Оперой "Эреэхэн", как и балетом "Талисман", управлял маэстро Валентин Богданов. Обе сложные партитуры звучали достаточно качественно. Опера насыщена открытыми соло и маленькими ансамблями, которые исполнили: Александра Наталина (скрипка), Евгения Старосветская (флейта), Дэлгэрмаа Магван (гобой), Юлия Шурыгина (англ. рожок), Григорий Феоктистов (кларнет), Хонгор Эрдэнэцогт (фагот), Иннокентий Игнатюк (труба), Меред Авлиякулыев (валторна), Дмитрий Варфоломеев (тромбон), Александра Гогоь (колокола). На полях X фестиваля "Видеть музыку" запоминающе выступил коллектив Бурятского театра, который представил две разножанровые работы. Являясь эксклюзивом и гордостью театральной афиши Улан-Удэ, обе постановки пополнили коллекцию фестиваля оригинальными экземплярами.

Хрупкость и мощь
© Ревизор.ru