Андрей Белый: жизнь как произведение искусства
Коллеги по перу тоже осуждали Белого. Владислав Ходасевич писал: "То был не просто танец пьяного человека: то было, конечно, символическое попрание лучшего в самом себе, кощунство над собой, дьявольская гримаса себе самому…" . Марина Цветаева соглашалась: "…фокстрот Белого – чистейшее хлыстовство". Андрей Белый , со дня рождения которого 26 октября исполнилось 145 лет, сегодня воспринимается прежде всего как символ Серебряного века. Его чудачества, странные, на грани безумия, поступки стали чем-то вроде необходимой составляющей образа "настоящего поэта" не от мира сего. Есть мнение, что Белый зря растратил свой огромный талант. Его строка "В небеса запустил ананасом" словно олицетворяет эффектную, но пустоватую творческую судьбу автора. Фото: antiquebooks.ru Меж тем Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый "в миру") за 53 года жизни создал большее двадцати полновесных томов стихов, прозы, мемуаров, стиховедческих и культурологических работ, эссе и т.д. И если стихи его сегодня воспринимаются как памятник великой эпохе русского символизма, стиховедение интересно лишь филологам, то роман "Петербург" и три тома мемуаров входят в число важнейших русских книг ХХ века. Для символистов было принципиально превратить свою жизнь в произведение искусства. С этим Андрей Белый справился гениально. Приведу несколько "цитат" из этого произведения. "Бори вой" Как молодой профессорский сын Борис Бугаев стал поэтом Андреем Белым? После выхода очень смелой по тем временам стихотворной "Симфонии" юноша боялся скандала – и стеснялся компрометировать фамилию отца, известного ученого. И вообще, фамилия не звучала поэтически. Марина Цветаева позже вспоминала, что Андрей Белый сетовал: мол, его настоящая фамилия, Бугаев, связана с образом бугая – быка-производителя. Она максимально антидуховна!.. Поэт рассказал знакомому, что решил взять красивый псевдоним – Буревой: буря страстей, буревестник… Тот идею высмеял: мол, вместо "Буревой" все будут произносить "Бори вой". Воющий Боря – совсем не буревестник. Тогда появился "Белый": символ чистоты, священный цвет во многих религиях и культах, который дает соединение всех цветов спектра. Философская идея, очень близкая символистам! Боря Бугаев в детстве. Фото: "Культурология.РФ" Кстати, знаменитый сатирик (и сам хороший поэт) Александр Гликберг взял свой тоже легендарный псевдоним в качестве комического антонима: "Андрей Белый" – "Саша Чёрный". К слову, Цветаева назвала свой мемуарный очерк об Андрее Белом "Пленный дух". Да, он всю жизнь словно томился в тисках реальности. И пытался вырваться: то книгами, то экстравагантными поступками. Андрей Белый - Любовь Менделеева - Александр Блок. Фото: "Культурология.РФ" Третий не лишний? Скандально известна история взаимоотношений между молодыми Андреем Белым, Александром Блоком и его женой Любовью Дмитриевной, дочерью великого химика Менделеева . Блок воспел жену в образе Прекрасной Дамы. Эти стихи вызвали восхищение его друга Белого – и как-то незаметно восхищение перешло на саму Любовь Дмитриевну… Впрочем, и она захотела вести себя как обычная женщина. Начала кокетничать (вполне невинно) с другом мужа, что окончательно свело пылкого Белого с ума. Дело дошло до дуэли. Точнее – до намерения выяснить свои отношения таким образом. Дуэли не случилось, Белый и Блок разругались, их былая дружба канула в Лету. Все, кто был в курсе происходящего, потешались, что заставляло Белого буквально бросаться на людей… По его собственным воспоминаниям, он хотел даже утопиться в Неве, но не смог пробиться к воде из-за болтавшихся у берега лодок и барж…. Такой вот символ многих его начинаний и поворотов судьбы: смесь комичного и трагичного. Был в жизни Белого и еще один любовный треугольник, который позже Валерий Брюсов описал в романе "Огненный ангел", где три центральных образа — Рупрехт, Рената и Генрих — имеют реальные прототипы. Прообразом Ренаты послужила Нина Петровская — поэтесса, богемная натура, возлюбленная Брюсова. Граф Генрих, он же "ангел" Мадиэль – это Андрей Белый. Рупрехт – соответственно, Валерий Брюсов. В тексте он фантастически преобразил и расцветил историю своих взаимоотношений с Ниной Петровской, тянувшейся к Андрею Белому. Валерий Брюсов, Нина Петровская и Андрей Белый. Фото: at.pinterest.com Многие исследователи считают, что история с Блоками оставила самый глубокий след в жизни и творчестве Белого, сделав его депрессивным, если не маниакальным. Оказавшись после революции за рубежом, куда уехали почти все представители его круга, Андрей Белый чувствовал острое, буквально метафизическое одиночество. Ему хотелось, как писал другой поэт, "изваляться в толпе". Плюс к этому он всегда увлекался изучением ритма, и ритмические медитации (см. выше – дикие танцы) казались ему интересным способом познания Абсолюта. Про мнение окружающих он, по своему обыкновению, не думал. Андрей Белый незадолго до смерти. Фото: "Культурология.РФ" Потом Белый вернется в СССР, напишет много удивительной прозы, создаст свой знаменитый мемуарный трехтомник, и умрет в 1934 году от солнечного удара… Все, как он предсказывал: "Золотому блеску верил, а умер от солнечных стрел". Что ж! Его чудачества остались характерным штрихом незаурядной личности, а лучшие книги давно вошли в свод классики, там и пребудут.