Андрей Максимов: "И будет театр!.." вызывает кучу вопросов, и это очень хорошо
Время идет - все стареет. Круглая дата старения называется "юбилей". И к людям относится, и к учреждениям. Юбилеев театральных в последнее время стало так много, что можно даже подвести некоторый итог: что придумывают разные театральные коллективы на свои юбилеи.
Театр имени Вахтангова свое 90-летие и 100-летие отметил образом невероятным, на каждую из круглых дат поставил по выдающемуся спектаклю: "Пристань" и "Война и мир". Путь, на мой вкус, самый естественный и правильный, но и очень трудный: пойди - поставь выдающийся спектакль.
Театр имени Моссовета к своему юбилею показал хрестоматийный, даже чем-то похожий на лекцию, но вполне симпатичный и весьма познавательный вечер в постановке Марины Брусникиной. Театральную Москву потрясли "Задворки", поставленные Владимиром Панковым на сцене "Ленкома Марка Захарова" ко дню рождения Марка Анатольевича. Панкову удалось не просто сделать хороший театральный продукт, но воссоздать на сцене образ, сам дух Марка Захарова.
Зачем все это вспоминаю? Чтобы стало понятно: Евгений Писарев и Александр Дмитриев пошли каким-то совсем своим путем. К 75-летию театра имени Пушкина они создали действо, ни на какое иное не похожее. И уже за это им спасибо.
Как в последнее время бывает всегда в пушкинском театре - сделано все классно и очень качественно. За декорации отвечали Максим Обрезков и Анастасия Александрова, за свет - Александр Сиваев. Понятно, что эти имена - символы качества. Его мы и получили. Действие увлекает и, в общем, смотрится легко.
"И будет театр!.." - действо, безусловно, заметное. Потому, что смелое
Сегодня в театре Пушкина, думаю, одна из самых сильных театральных трупп в Москве. В юбилейном действе она участвует практически целиком - артисты играют множество небольших ролей. Актерских провалов практически нет. Актерских открытий множество. А это само по себе подтверждение высокого качества театра.
Однако люди, которые идут непроторенным путем, должны понимать, что их действо непременно породит вопросы. Действо под названием "И будет театр!.. История в пяти с половиной главах" вызывает кучу вопросов. И, на мой взгляд, это очень хорошо: Писарев "со товарищи" открыл новый взгляд на юбилейные торжества. А новое не входит в жизнь легко и понятно.
Итак, что сделал театр? Он вспомнил былых руководителей театра, рассказал о них и показал фрагменты, в которых современные актеры играли актеров прошлых лет. Пьесу написала Анастасия Гайдукова - руководитель литературно-драматического отдела театра.
Вера Воронкова грандиозно (иного слова не подберу) показала Фаину Раневскую в спектакле "Деревья умирают стоя". Антон Гращенков, который сначала играл, а потом даже пел "за Высоцкого", мне показался менее убедительным, но это дело вкуса.
Вопрос в другом: может ли один актер играть так, как будто он другой актер? Вообще это в принципе возможно? Спеть так, будто ты - Высоцкий, такое возможно? Вопрос, на который у меня ответа нет. Кажется, что, вроде бы, так нельзя, но Воронкова потрясающе играет...
Писарев "со товарищи" открыл новый взгляд на юбилейные торжества. А новое не входит в жизнь легко и понятно
Еще вопрос. Про одного бывшего руководителя театра было сказано, что как режиссер он - ноль. Другой руководитель был показан, как человек весьма грубый, довольно высокомерно говорящий с актерами. Я знал этого режиссера, и он действительно вел себя так. Но недавно он умер. И как тут быть? Я не знаю. Рассказывать о нем панегирически? Скучно, а потому неправильно. Говорить о нем всю нелицеприятную правду? Мне почему-то становится неловко, когда так - об умерших. Где середина? Я, правда, не знаю.
Если верить спектаклю, театру Пушкина как-то категорически не везло на режиссеров. В основном, за редчайшими исключениями. Наверное, так и было. Но можно или нельзя рассказывать об этом иронично, я опять-таки не знаю.
С одной стороны, я, зритель, понимаю, сколь нелегка была судьба у театра, который находится в центре Москвы. С другой - некоторое ерничание по отношению к ушедшим людям мне не близко. Но есть и третья сторона: если не так, то как по-другому можно рассказывать о тех, кто театром руководил не талантливо? Опять - вопрос.
Вот что я знаю безусловно: нельзя было не поднять сидящего в зале бывшего главного режиссера театра Пушкина Алексея Говорухо. На сцене Никита Пирожков играл его вполне обаятельным, хотя и не очень серьезным человеком. И явно не борцом. Сам Алексей Яковлевич сидел в это время в зале и смотрел, как его изображают. Что он испытывал в этот момент, неизвестно, но то, что восьмидесятипятилетний режиссер заслужил то, чтобы его представили зрителям, для меня - безусловно. Наверное, и даже наверняка, сценарий этого не учитывал, но я убежден: надо было изыскать такую возможность.
Для меня кульминацией спектакля "И будет театр!.." стали не фрагменты спектаклей прошлых лет, которые играли современные актеры; и даже, пожалуй, не судьбы режиссеров, но монологи поразительных актрис Тамары Лякиной и Веры Алентовой. В этих монологах бурлили очень личные чувства и личная боль. Народные артистки рассказывали про свою жизнь, про свои переживания, про свою театральную судьбу, если угодно. Это похоже на исповедь...
"И будет театр!.." - действо, безусловно, заметное. В первую очередь потому, что смелое. Чтобы идти нехоженой дорогой, надо непременно обладать смелостью. Без сомнения своеобразное и талантливое. К счастью, оставляющее множество вопросов, ведь в поисках ответов и есть театральная дорога.