Сос Саркисян. Голос армянской сцены

24 октября день рождения человека, который стал одним из символов армянского театра и кинематографа конца XX века. Сос Саркисян это не просто имя в титрах или портрет на афише. Это голос, который невозможно спутать ни с чьим. Это взгляд, в котором и боль, и сила, и мудрость народа. Проходят годы, сменяются актеры, театры и стили, но память о нем остается как тихий свет, который не гаснет в сумерках времени.

Сос Саркисян. Голос армянской сцены
© Мир24

Детство, впитавшее дух Еревана

Он родился в 1929 году, в Степанаване. О его детстве мало что известно, но одно точно: в возрасте 19 лет увлечение театром и искусством подтолкнуло его к переезду в Ереван, где он немедля вступил в труппу Ереванского театра юного зрителя и параллельно поступил на актерский факультет Ереванского художественно-театрального института.

Сос переехал в город, который тогда только начинал расцветать после бурных событий начала века. Город был еще небольшим, но в нем уже чувствовалась та особая энергия, которая позже станет вдохновением для многих поколений армянских творцов. Он вырос в атмосфере, где искусство не было чем-то далёким оно звучало в уличных песнях, в старых рассказах, в простых разговорах между соседями.

С юных лет его тяга к сцене, голос, пластика, природная чувственность все это выделяло его среди сверстников. После окончания института Саркисян начал свой путь в Государственном национальном театре имени Габриела Сундукяна, где он проработал 37 лет. За столько лет этот театр успел стать его домом, его судьбой и его вечностью.

Театр как дыхание

В театре Сос Саркисян был не просто актером он был философом. Каждая его роль превращалась в размышление о человеке, о времени, о совести и душевных терзаниях. В спектаклях Ереванского театра имени Сундукяна, где он служил долгие годы, Саркисян создавал образы, в которых отражалась вся глубина армянского духа.

Его герои были сильны, но не безупречны; мудры, но не холодны. Он умел играть так, что зритель забывал, что перед ним актер казалось, будто на сцене действительно протекает реальная человеческая жизнь. В этом и была сила Саркисяна: он не изображал он переживал, проживал и отдавался каждой роли до последнего вздоха.

Он играл Дон Кихота и Короля Лира, Тибальта и Яго, простых крестьян и великих лидеров. Но вне зависимости от роли, Сос Саркисян оставался верен своему внутреннему принципу: театр место искренности и правды. Он говорил, что актёр не имеет права играть ложь, потому что сцена это зеркало, в котором отражается народ.

Человек большого экрана

В кино Саркисян стал легендой еще при жизни. Его дебют состоялся в 1959 году в роли Арташеса в фильме «Парни музкоманды, а роли в фильмах «Мы и наши горы, «Треугольник, «Солярис и «Гикор вошли в золотой фонд армянского и советского кинематографа. Актер также являлся Членом Союза кинематографистов Армянской ССР, а уже в 2012 году возглавлял жюри Армянской национальной кинопремии.

Его лицо могло быть суровым и добрым одновременно. В нём была невероятная честность редкое качество для актёра, который снимается в разных жанрах и эпохах. Он не стремился быть героем, он стремился быть настоящим. Именно поэтому зритель верил каждому его слову, каждому взгляду.

В Сосе Саркисяне было что-то, что выходило за пределы профессии. Он не просто создавал образы он воплощал характер народа, его терпение, его достоинство, его внутреннюю стойкость.

Учитель, который оставил след

Позже, уже будучи признанным мастером, он стал преподавателем, передавая свои знания молодым актерам. И это был не просто опыт сценической школы это была жизненная философия. Он учил не только заучивать и говорить текст, но и чувствовать, слышать, понимать.

Он был художественным руководителем Театра Сундукяна, возглавлял Союз театральных деятелей Армении, был ректором Ереванского института театра и кино, являлся Членом Союза кинематографистов Армянской ССР, а уже в 2012 году возглавлял жюри Армянской национальной кинопремии. Но все эти звания и должности для него ничего не значили без главного без служения искусству.

Человек, которому верили

Сос Саркисян был человеком редкой внутренней силы и искренности. Он умел говорить с людьми просто и по-настоящему. Его уважали не за звания, а за душевную правду. В сложные годы, когда Армения проходила через испытания, его слово звучало весомо. Он был среди тех, кто помогал сохранять культурное и моральное равновесие, когда казалось, что многое рушится.

В период с 1989 по 1991 он был народным депутатом СССР от Армении (Армянской ССР), в 1991 году кандидатом в Президенты Армении, являлся членом революционной партии «Дашнакцутюн, а с 2008 года состоял в Общественном совете Армении.

Наследие, которое живет

Смерть Соса Саркисяна в 2013 году стала потерей для всей Армении. Но, как это часто бывает с великими, уход не стал концом. Его голос продолжает звучать в записях, его образы живут на экране, его ученики на сценах страны и за её пределами.

Каждый год 24 октября Армения вспоминает не просто актера, а целую эпоху, воплощенную в одном человеке. Его имя стало частью культурного кода, символом честности и таланта. В 1991 году был основан Общенациональный театр имени Соса Саркисяна, в родном городе артиста Степанаване, возведен памятник в его честь, а на фасаде дома, в котором он жил установлена мемориальная доска.

Сегодня, когда театр и кино переживают новую реальность, фигура Соса Саркисяна особенно значима. Его творчество напоминает, что искусство это не способ прославиться, а способ понять человека и время, в которое он живет.

Он учил не бояться чувствовать. И, может быть, в этом и есть главная сила его наследия. Сос Саркисян доказал, что актёр это не просто образ на сцене, а голос целой эпохи.