Выставка "Я вернусь отражением / Из России в Россию" откроется 28 октября

Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына давно уже стал знаковой выставочной площадкой Москвы. Вспомнить хотя бы их проекты последних лет, чьими героями стали Константин Коровин, Николай Рябушинский, Дмитрий Стеллецкий, Сергей Голлербах... Прямо сейчас здесь показывают работы Давида Бурлюка - отца российского футуризма. Неудивительно, что и в свое 30-летие Дом решил представить максимум шедевров из музейных фондов.

Выставка "Я вернусь отражением / Из России в Россию" откроется 28 октября
© Российская Газета

Афиша вновь пестрит именами выдающихся художников, чьи судьбы связаны с эмиграцией. Это и виртуоз цвета и символизма Константин Милиоти, и театральный художник Николай Бенуа, и "русский фовист", воспевший мощь народного духа, Филипп Малявин, и "русский импрессионист" в Германии Георгий Космиади. А еще - гениальный график Мстислав Добужинский, сценограф Александр Ярон... Всего около двадцати художников, чьи пейзажи и портреты погружают "в живую, трепетную душу зарубежной России, в ее боль расставания, трудный путь и вечную надежду на возвращение".

Этот путь определил и драматургию выставки. Начинается она с вещей, которые изгнанники успели унести с собой и которые стали для них чем-то большим, чем просто повседневные спутники жизни. Трости, шляпы, портсигар... Или вот часы в обшарпанном футляре - из рассказа Михаила Осоргина "Вещи человека": "случайно встречаясь с ними во время редких походов в прошлое, он считал их сломанными, но не решался выбросить".

Пронзительные строчки из эмигрантской поэзии и прозы, а также из эссе и воспоминаний - тоже часть выставки. Голоса творцов-изгнанников заменили сухие и длинные пояснения, которые обычно сопровождают проекты об истории страны. Здесь свидетели Русского исхода говорят за себя на языке, на котором мы давно говорить разучились.

Продолжает выставку Роза ветров, что проведет зрителей дорогами эмиграции, где "шумят чужие города и чужая плещется вода". Здесь виды Берлина, Стамбула, Венеции, Парижа и Харбина - самых памятных центров русской эмиграции. Есть и более экзотические места - в Африке, Венесуэле, Марокко... Главное, во всех этих закоулках памяти не заблудиться, ведь "путь русского эмигранта обращается из физического - в метафизический". Кураторы поясняют: "Покидая Россию, он парадоксальным образом центростремительно движется к России и обретает Россию: в творчестве, в памяти и даже в возвращении".

Другими словами, даже рисуя Париж, русский эмигрант все равно тоскует по Петербургу.

О том, как русские творцы своими книгами, картинами, музыкой возвращались на родину и продолжают возвращаться сегодня, юбилейная выставка говорит тоже. Можно даже сказать, что это ее ключевой мотив. В этом миссия Дома русского зарубежья: собирать разрозненные осколки великой духовной России и возвращать их на родину - в собрании, в памяти, в сердцах.

Выставка будет работать до 2 февраля.