Из зимы в «оттепель»

В Курске завершились гастроли Московского Губернского театра. Артисты выступали перед курянами два вечера. Даже несмотря на отсутствие главной звезды театра Сергея Безрукова, желающих увидеть спектакли оказалось гораздо больше, чем мог вместить зрительный зал. Кстати, незримо Безруков всё же присутствовал в Курске. Именно его голос перед началом спектаклей обращался к зрителям с просьбой выключить мобильные телефоны. Первый выезд «Дамы с собачкой» Море, зимняя Москва, медведь, главный герой, катающийся на роликах, театр Кабуки: в Москве спектакль «Дама с собачкой» идёт на малой сцене. В Курске он был впервые представлен на большой. Собственно, «Дама с собачкой» первый раз выехала на гастроли. Прожить жизнь героев на сцене помогли великолепная хореография, музыка, трансформирующиеся декорации – их придумала режиссёр Алла Решетникова. – Как выразить внутренний мир человека, который не доверяет себе, врёт себе и другим? – рассказывает о работе над ролью актёр Антон Соколов. – Для меня в каком-то смысле эта роль – откровение, исповедь. Это роль – перерождение, когда человек честно признаётся, кто он, и готов с этим что-то делать. А если ты обозначил проблему, есть возможность её решить. «Дама с собачкой» стала третьей постановкой Московского Губернского театра по произведениям Чехова. До этого несколько лет на сцене театра шли «Вишнёвый сад» и «Дядя Ваня». «Дама» – история отношений, история неверности, история большой любви. Спектакль Аллы Решетниковой становится размышлением об обретении себя. – Интересно было бы узнать историю героев 20 лет спустя, – говорит Антон Соколов. – Иногда думаю: если бы Чехов написал продолжение, каким бы оно было? Как сложится их жизнь? Чем они будут заниматься? Какой сделают выбор? Актриса Наталья Шклярук в роли Анны покорила зрителей с первой минуты. Для актрисы эта роль – особенная. Режиссёрское прочтение ей близко. При этом работать над ролью было очень легко. – Сложности были только в драматизме истории, – говорит Наталья. – Именно они помогли открыть новые грани актёрского существования. Офелии, Джульетты… А вот спектакль «Кафе «Луч» уже выезжал на разные площадки. И везде его ждал успех. Курск не стал исключением. Твист, рок-н-ролл, песни бардов и стихи: зрители дружно окунулись в атмосферу 60-х. В основе спектакля – поэзия периода «оттепели», споры физиков и лириков, поэтические дуэли. Всё происходит в кафе, куда приходят студенты, геологи, поэты, бывшие узники лагерей и будущие диссиденты. Они влюбляются, говорят, спорят – стихами. Спектакль состоит из стихотворений 27 поэтов. Режиссёру удалось так выстроить сюжет, что стихи органично вплетаются в действие, точно выражая мысли и чувства героев. Вот молодой поэт читает в газете пасквиль стихами Генриха Сапгира «Клевета». Отчаяние официантки – в стихах Вознесенского «Песня Офелии». Женская боль и тоска директора кафе – в его же стихах «Я – двоюродная жена». Трагедия бывшего политзаключённого – в стихах Бориса Слуцкого «Бог». Влюблённый юноша читает «Тебе со мною скучно» Геннадия Шпаликова. Девушка обращается к подруге стихами Юнны Мориц «На смерть Джульетты». А в пивной «Поплавок» слушаем популярного поэта ленинградского андеграунда Олега Григорьева: «Увязался М. за Ж.». Но за грубой внешностью кроется душа ребёнка. Наверное, поэтому именно в «Поплавке» мы слышим и чудесные детские стихи этого же поэта «Как вы думаете, Где лучше тонуть? В пруду или в болоте? – Я думаю, что если тонуть, Так лучше уж в компоте! Хоть это и грустно, но по крайней мере вкусно!». Многие стихи прозвучали с театральных подмостков впервые. «Поэтическое кафе «Луч» – работа режиссёра Ольги Матвеевой. Художественный руководитель постановки – Сергей Безруков. – Лично для меня источником вдохновения служит поэзия Серебряного века! Цветаева, Бродский, Ахматова, Гиппиус, Есенин, можно перечислять и перечислять – мои кумиры, – говорит актриса Наталья Шклярук. – Сколько в их стихах энергии! Это как музыкальная шкатулка с крутящейся балериной…многослойные запахи, сложные ткани, цвета и фактуры, это витиевато-угловатые линии и изгибы… Это крушение всех идеалов… Это попытка, это вдох, вызов, поиск… Поиск смысла жизни через борьбу и любовь. Поэзия – это душа! Я искренне желаю каждому окунуться в этот удивительный мир в поисках себя и утешения. Ну и какая же «оттепель» без композиций из репертуара Майи Кристалинской, без мелодий Микаэла Таривердиева? Кстати, у Антона Соколова, который в «Луче» предстал в образе поэта Вознесенского, не только актёрское (он выпускник ВГИКа), но и музыкальное образование. Соколов учился в музыкальном училище имени Гнесиных. В фильме «Уланская баллада» вместе с Сергеем Безруковым он исполняет «Песню улан». Его вокал звучит и в «Луче». Вообще, в спектакле очень много музыки. В составе театра – 55 музыкантов Губернского оркестра. Они изобразили оркестр кафе. СКАЗАНО! – Московский Губернский театр уже не раз бывал в Курске, но эти гастроли для нашего коллектива особенно значимы, – отмечает художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков. – Мы понимаем, насколько важна людям эмоциональная поддержка в связи с теми трудностями, которые переживает регион. Спектакли абсолютно разные по жанру и настроению, но каждый из них по-своему покоряет зрителей, заставляет задуматься, для чего мы живём в этом мире и что в нашей жизни самое важное. Елена ГАМОВА Фото Александра Малахова

Из зимы в «оттепель»
© Курская правда