Достойный сын воронежской земли. К юбилею Анатолия Жигулина
Непростая судьба Анатолия Жигулина, наполненная драматичными перипетиями, в целом весьма характерна для людей той суровой эпохи. Ещё в раннем детстве он пережил все тяготы и лишения периода Великой Отечественной войны и жизни в полуразрушенном городе уже в мирное время, а затем, ещё будучи молодым человеком, изведал все ужасы сталинских лагерей, что впоследствии, среди прочего, нашло отражение в его творчестве. После кончины Сталина он вскоре был оправдан и вернулся в родной Воронеж, чтобы заняться поэзией, как выяснится, ставшей делом его жизни. К слову, Воронеж в данном контексте символичен. Как известно, этот славный город дал нам как минимум двух гениальных поэтов – Алексея Кольцова и Ивана Бунина, воспевших красоты родной земли. Отдал дань малой родине и Жигулин, посвятив Воронежу свой первый поэтический сборник "Огни моего города", вышедший в 1959 году, и часто упоминая город в последующих стихах. Кроме того, в конце 80-х вышла автобиографическая повесть поэта "Чёрные камни", где он вспоминал годы детства и юности, и, конечно же, родные воронежские просторы. В 60-е годы Жигулин переезжает в Москву и выходит на дорогу большой литературной деятельности. В 1962 году он был принят в Союз писателей СССР, в 1963 году вышел его первый сборник стихов, изданный в Москве, и в том же году поэт поступил на Высшие литературные курсы Союза писателей, которые окончил в 1965 году. В эти годы один за другим выходят сборники стихов Жигулина, в которых он заявляет о себе уже как о зрелом мастере слова, чья лирика подкупает простотой и ясностью языка, убеждает максимальной достоверностью и точностью передачи событий и личных переживаний. Пожалуй, 60-80-е годы можно назвать лучшим временем в жизни Анатолия Жигулина: в них соединились и тихое семейное счастье, и относительное материальное благополучие (по скромным советским меркам, разумеется), и радость от занятия любимым делом. Но 90-е годы оказались для Жигулина нелегкими – как, впрочем, и для всей страны. Известно, например, что у поэта с женой Ириной Викторовной на сберкнижке скопилась значительная по тем временам сумма, но все эти деньги "сгорели" в ходе реформ, равно как и у миллионов других бывших советских граждан. Можно сказать, что уже на закате жизни, как и в молодости, Жигулину вновь выпали на долю тяжкие испытания, которые он переживал вместе со своим народом. А жилось ему тогда действительно трудно, временами приходилось едва ли не голодать – спасало лишь участие воронежских друзей, помогавших ему деньгами и продуктами. Впрочем, были тогда и светлые, радостные моменты. Так, в 1996 году Жигулин получил Пушкинскую премию и золотую медаль с барельефом Пушкина от тогдашнего президента Бориса Ельцина. Тот же лидер поздравил поэта с 70-летием в начале 2000 года. К сожалению, этот юбилей оказался для Жигулина последним – он скончался в августе того же 2000 года. Таким образом, 2025 год содержит сразу два юбилея, тесно связанных с биографией поэта. День памяти поэта А.Жигулина "Светлый лик на чёрном камне". 6 августа 2025 года. Фото: сайт Централизованной библиотечной системы Воронежа. Если говорить о творчестве Анатолия Жигулина, то его лирика не отличалась тематическим разнообразием, по большей части сконцентрировавшись на самых важных для него темах. Прежде всего, конечно, речь о малой родине. Воронежская земля отличается плодородностью не только в сельскохозяйственном, но и в литературном смысле – недаром с ней прямо или косвенно были связаны судьбы многих видных писателей и поэтов, в число коих входит и Анатолий Жигулин. Прожив примерно половину жизни в Москве, он не потерял связи с родным городом, где его именем сегодня названы улица и библиотека, а на доме, где он жил, расположена мемориальная доска. Воронежу посвящено множество стихов поэта. Пожалуй, одно из самых известных – "Встреча с Воронежем": Вот переулок у заставы. Я много лет мечтал с тоской К твоим булыжинам шершавым Припасть небритою щекой. О город юности бессонной! Чем дышишь ты и чем живешь? Быть может, в ватнике казённом Меня теперь не узнаешь? Я жил в тайге угрюмым зверем, В глухих урановых горах: Я знаю, Город, ты не верил, Что я преступник или враг. На Колыме в краю острожном, В моих мечтах с тех давних пор Зелёный твой бугор Острожный Был выше всех колымских гор. В этом стихотворении, написанном по возвращении из заключения, сошлись мотивы малой родины и каторжного прошлого поэта, о котором он также написал немало стихов, исполненных боли и горечи. В стихах Жигулина часто встречаются обращения к понятию Родины, и, как можно понять, речь в данном контексте идёт именно о Воронеже: Воронеж!.. Родина. Любовь. Всё это здесь соединилось. В мой краткий век, Что так суров, Я принимаю, словно милость, Твоей листвы звенящий кров. * * * О, Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю Твои пролески, перелески − Всё, что без памяти люблю. * * * Здравствуй, степная деревня! Белый сухой полынок. Стали родные деревья Чёрными пнями у ног. Родина! Хатой саманной, Стылой лозой у плетня, Далью пустой и туманной Снова ты манишь меня. * * * Родина! Белый туман В чёрном логу под горою... Не позабуду, не скрою Боли, тревоги и ран. А вот ещё одно известное стихотворение Жигулина, написанное им уже в зрелом возрасте, в 1976 году, где он воскрешает образ родного города своего военного детства: Немощёная улица, Спуск над Чернавским мостом. И ленивое солнце Бредёт по ступеням скрипучим. Я опять пребываю В растаявшем времени том С чувством горькой потери − Тяжёлым и жгучим. Довоенный Воронеж. Серебряный пух тополей. Мимолётное, зыбкое Очарованье... И была эта улица Родиной детской моей − Самой ранней, начальной, Какой не придумать названья... Лагерный опыт поэта отразился, например, в замечательном стихотворении "Не надо бояться памяти", суть которого выражена в следующем четверостишии: И не надо бояться памяти Тех не очень далеких лет, Где затерян по снежной замети Нашей юности горький след. Очень сильное эмоциональное впечатление производит стихотворение "Москва", в котором поэт рассказывает о своём первом посещении столицы в качестве арестованного, затем отправленного на Колыму. Вообще о лагерном аду Жигулин вспоминал часто, как и многие его прошедшие. Писал он и о том, что помогло ему этот ад пережить – о стихах: Когда мне было Очень-очень трудно, Стихи читал я В карцере холодном, И гневные, пылающие строки Тюремный сотрясали потолок. Жигулин в "Дальстрое". Фото: Дзен-канал "История ГУЛАГа" Вместе с тем, наряду с горечью от пережитых испытаний в стихах Жигулина много оптимистических, жизнеутверждающих посылов. Например, стихотворение "О, жизнь! Я всё тебе прощаю" говорит о том, что, какие бы трудности ему ни выпадали, автор готов простить за них свою жизнь, а единственное, с чем он не примирится никогда – это расставание с этой самой жизнью. Как человек, живший в исторические, переломные времена, много повидавший и претерпевший, Жигулин в своих стихах, таких, как "Эпоха", обращается к философским мотивам осмысления прошедших событий, той цены, которую заплатили народ и страна за преодоление выпавших на её долю бедствий. В этом же стихотворении Жигулин сожалеет о том, что в годы, проведённые в неволе, оказался в стороне от происходящего в стране и не мог активно участвовать в строительстве общественной и своей собственной жизни. Из того, что меня лично больше всего впечатлило в биографии Жигулина, я бы выделил один эпизод, описанный им в повести "Чёрные камни" и относящийся к его военному детству. Как известно, летом 1942 года Воронеж был оккупирован немцами. Маленький Толя Жигулин с братом Славой тогда находился в детском санатории под городом. По пути домой они встретились с отцом, который отправился на их поиски, а его жена с дочкой остались в Воронеже. Затем отец, Толя и Слава прибыли в неоккупированный Борисоглебск, где пробыли до зимы 1943 года, когда Воронеж был освобождён. По возвращении домой они не обнаружили своего дома, который оказался разрушен, как и многие постройки в городе, а мамы с дочкой нигде не было. Семья переехала в другой дом, оставив на развалинах прежнего послание для мамы с указанием их нового адреса – так многие тогда делали. Шёл день за днём, но никаких известий о матери и сестре Вале всё не было. Наконец в июле 1943 года отец однажды пришёл домой и сообщил, что мама и сестрёнка нашлись. А на следующее утро, как пишет Жигулин, "я услышал со двора радостный Славкин голос: - Толя! Мама приехала! С Валечкой!" Что-то более трогательное и врезающееся в память представить, кажется, просто невозможно. Анатолий Жигулин вошёл в отечественную литературу как самобытный автор со своим голосом, и человек, которому было чем поделиться с читателями. Именно поэтому можно смело утверждать, что его стихи не будут забыты благодарными потомками. Хотя бы на милой ему воронежской земле.