Сможет ли краевая столица потягаться с популярным городом из Страны Басков?

В последнее время тема дальнейшего развития Барнаула стала одной из самых обсуждаемых в Алтайском крае. Много вопросов накопилось у представителей строительной индустрии и ресурсоснабжающих организаций, руководителей разного рода предприятий и организаций, да и у молодежи, стоящей перед дилеммой - переезжать в другой, более динамичный и интересный для проживания город или оставаться в краевой столице Барнауле в надежде на появление внятного вектора развития.

Сможет ли краевая столица потягаться с популярным городом из Страны Басков?
© Российская Газета

Дров в огонь подбросило недавнее совещание с участием краевых и городских властей, а также девелоперов и ресурсовиков, на котором обсуждались перспективы комплексного освоения огромного массива новых земель (917 гектаров вдоль Павловского тракта), выставленных на аукционах "ДОМ.РФ". По общему мнению, перспективы пока туманные, в том числе из-за отсутствия стратегии развития новой территории, сопоставимой по масштабам с городом Новоалтайском. Она, конечно, появится, но какая?

Собственным видением будущего Барнаула в рамках празднования 30-летия Института архитектуры и дизайна АлтГТУ поделились архитекторы, дизайнеры, художники и преподаватели вузов Западной Сибири.

- Мы вошли в ситуацию, когда вся транспортная сеть Барнаула, его дорожная инфраструктура уже не в состоянии выдерживать дальнейшее переуплотнение города и рост этажности. На мой взгляд, в основе его развития сейчас лежит порочная идеология. Земли в Сибири много - Барнаул может развиваться за счет пригородной агломерации (Новоалтайск, Павловск и другие площадки). Если ничего не будет меняться с дорожной сетью, в ближайшее время движение в городе может захлебнуться. Транспорту уже негде ездить. Недавно я побывал в Магнитогорске и увидел город, созданный для людей и по советским лекалам, где очень умеренная площадь застройки, достаточно широкие улицы и много зеленых пространств - всего этого не хватает Барнаулу. Поэтому я бы сейчас голосовал за гуманизацию нашей городской среды, - подчеркнул замдиректора Института архитектуры и дизайна АлтГТУ Михаил Диндиенко.

Барнаул отстает от многих городов по количеству крупных, объемных арт-объектов, оказывающих прямое, максимально эмоциональное воздействие на горожан. Они способны решать массу задач в плане культурного развития. Другая большая проблема в том, что заказчики строящихся объектов считают себя продвинутыми творцами, не прислушиваются к мнению профессиональных архитекторов и дизайнеров - отсюда обилие безвкусицы, в том числе в искусстве в общественном пространстве (паблик-арте).

- Паблик-арт всегда приходит туда, где есть архитектурная несостоятельность, которую невозможно скрыть каким-то благоустройством, - поясняет художник Анастасия Петренко. - Наглядный пример - парк "Изумрудный", где появилось много арт-объектов.

У Барнаула есть очень хороший природный потенциал - к примеру, реликтовый ленточный бор и река Обь. За несколько часов можно добраться до Горного Алтая, а Белокуриха еще ближе. Казалось бы, живи и радуйся. Однако отток населения, особенно молодого, по-прежнему большой. Взамен приезжают люди из сельской местности и малых городов Алтайского края, увеличиваются диаспоры мигрантов из стран Центральной Азии. В результате население Барнаула не растет и происходит так называемое обеднение среды.

- Нужно уделять повышенное внимание созданию жизненных удобств, особенно для молодого поколения, - уверен архитектор, руководитель творческой мастерской, зампредседателя регионального отделения Союза архитекторов России Михаил Шмидт. - Необходимо развивать общественные и спортивные пространства, цивилизованные места отдыха. Мне кажется, Барнаулу в целом не хватает какой-то идеи, чтобы выйти на новый уровень развития. Все знают, что Калининград является одной из кулинарных столиц России, Пермь - одним из важных культурных центров. А чем может выделиться Барнаул, пока непонятно. Сейчас многие говорят про "эффект Бильбао". Барнаулу можно пойти по пути этого испанского города, построив яркий архитектурный или культурный объект, который трансформировал бы его внешний облик, сделал его узнаваемым в масштабах всей страны и стал привлекать большое количество туристов. Как показывает мировой опыт, такие объекты строятся за счет государства.

Недавно обновленный генплан Барнаула подвергается критике различными профессиональными сообществами. Архитекторы не являются исключением.

- Хотя город развивается, есть положительные примеры в плане благоустройства, нам, действительно, не хватает стратегии, - отмечает руководитель творческой мастерской и зампредседателя регионального отделения Союза архитекторов России Александр Деринг.

Все это, однако, не говорит о том, что нужно плыть по течению и пенять на недостатки генплана и в целом на "сложные времена".

- Сложные, непростые времена сопровождают нас постоянно, - говорит доцент Института архитектуры и градостроительства Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Татьяна Гудкова. - Я училась в 1980-е годы, времена засилья типовой архитектуры, когда невозможно было проектировать ничего своего, потом пришли девяностые, которые порушили все наше образование и целые проектные институты. Надо понимать, что у нас все время что-то происходит. И помнить, что именно мы можем менять архитектурную среду, у нас есть для этого колоссальные возможности.

Городу необходим акцент на развитие социальной инфраструктуры и благоустройства, полагает архитектор, руководитель творческой мастерской Сергей Черепанов. Ко всему прочему качественное благо-устройство может завуалировать какие-то архитектурные недостатки. .