Театр Пушкина отметил 75-летие искрометным путешествием по собственной истории

Этот юбилей стал путешествием по вехам истории Театра им. Пушкина. Почему точкой отсчета стало 21 октября 1950 года? Он открылся в этот день на Тверском бульваре, 23, - на месте Камерного театра, закрытого за год до того, когда главного режиссера Александра Таирова обвинили в постыдном "эстетстве и формализме". И, кстати, памятник Пушкину, стоявший по соседству, переставили и развернули на бывшей Страстной, отныне Пушкинской площади - лицом, а не спиной к театру.

Театр Пушкина отметил 75-летие искрометным путешествием по собственной истории
© Российская Газета

Каждому режиссеру, приходившему сюда после Таирова, казалось, что он способен найти ту единственно верную - свою дорогу, которой должен идти этот театр. При каждом у театра были взлеты и падения. И юбилейный спектакль-посвящение теперь пронесся, громыхая, по тряской, непростой дороге жизни театра после Таирова.

Муза великого режиссера - легендарная Алиса Коонен (ее играет Инна Кара-Моско) - в этом спектакле, словно призрак, наблюдает за происходящим, попивая чай за столиком в углу. Перед ней несется вихрь воспоминаний - в монологах, реконструкциях и эпизодах из спектаклей.

Здесь и первый главреж Пушкинского - советский идеалист Василий Ванин (Назар Сафонов), и его великие соавторы - ученица Ольга Викланд (Вероника Сафонова) и актер Михаил Названов (Артем Ешкин). На декоративном портале сцены герб СССР.

Патетические, идеологически верные спектакли Ванин создавал, пропуская их через себя, проживая их всем сердцем, - режиссер, скончавшийся от неизлечимой болезни, уходит, будто тает в дымке крымской Ялты.

75 лет театра - очень разные. Как уложить все эти годы в один спектакль - соединив и пламенные постановки Ванина, и искрометные комедии Бориса Равенских, и глубину психологических спектаклей Бориса Морозова? В этот вечер оказалось, что возможно все.

Фаина Раневская (Вера Воронкова) впервые вышла на эту сцену еще при Таирове. Сейчас она роняет вскользь на юбилейной сцене: мол, как же так - она, которая была девчонкой рядом с великой Коонен, стала "народной", а Алиса Георгиевна все потеряла, осталась вроде бы без титулов, но... по-прежнему великой. Раневская уходила из театра, вернулась спустя много лет по приглашению Иосифа Туманова - чтобы сыграть бабушку Эухению в спектакле "Деревья умирают стоя"…

Свой путь в театре здесь же начинал и Высоцкий (Антон Гращенков с гитарой) - в детском спектакле "Аленький цветочек" молодой Володя два года играл Лешего. Как позже замечал режиссер Туманова, уже тогда - с замашками будущего Гамлета.

Кого-то из режиссеров еще помнят вживую, вспоминают многих тепло, с доброй иронией. У Бориса Равенских учились и режиссер театра Надежда Аракчеева, и актриса Тамара Лякина. Воспоминания о нем идут кусочком карнавала - как ставили его пьесу-мечту "Дни нашей жизни" по Леониду Андрееву или "Шоколадного солдатика" по Бернарду Шоу.

Ученик Гончарова - режиссер Алексей Говорухо - дебютировал на этой сцене постановкой "Невольниц" Островского, но представляли в этот вечер реконструкцию другого его спектакля - романтичных и страстных "Разбойников" Шиллера… Сам Алексей Яковлевич, кстати, был среди гостей, смотрел на сцену из зала.

К юбилею переворошили театральные архивы, перечитали записи заседаний худсоветов - и спектакль стал "документальной фантастикой". Вслед за Тамарой Лякиной о режиссерах вспоминала и Вера Алентова, блиставшая в роли Евлалии у Говорухо и Маши у Морозова. Вера Валентиновна служит в театре с 1965 года, многое успела повидать: "Театр - это ведь собрание ярких творческих индивидуальностей. Но когда появляется новый руководитель, весь театр превращается в единое существо, которое внимательно приглядывается - что ему предложит этот новый человек".

Вспоминали режиссера Юрия Еремина (Александр Кубанин), первые ссоры с труппой. Фрагмент его спектакля "Подонки" - о том, как ставили "Золушку" в женской колонии, - представили молодые актеры театра: им явно кажется вполне актуальным этот "перестроечный" спектакль. "Документальная" камера скользнула за ними за кулисы.

Александр Арсентьев - ученик главрежа Романа Козака, особенно любимого старшим поколением театра, - читает монолог от лица Романа Ефимовича, повторяя рефреном нехитрую истину: пробовать, пробовать, пробовать.

Александра Урсуляк и Анастасия Лебедева играют актеров, игравших у Козака в абсурдистской "Академии смеха". Виктория Исакова в красном беретике напоминает о своей героине из спектакля Козака "Саранча"… Актриса поет, а фоном за ее спиной листается фотоальбом. Семейный, дружеский, родной. Козак с женой Аллой Сигаловой, Козак с Райкиным, Козак среди коллег и друзей. На сцене собираются артисты, пришедшие в театр при нем. Надо сказать, их много.

Пять глав спектакля пролетели, а шестую, неоконченную, представил нынешний худрук Евгений Писарев: эта глава еще пишется - судить о ней будут потомки. "Настанет время - они придут и расскажут".

Хочется верить, что расскажут о театре через много лет вот так же, как сейчас, - с такой же любовью, благодарностью и теплотой.

А вечер "И будет театр!.." пушкинцы планируют повторить 25 декабря - в день рождения Камерного театра. И 27 марта - во Всемирный день театра.