Отплатили предательством и русофобией: что несут о России дети великих родителей

Алиса Хазанова: от отцовского контроля — к эмигрантской критике России

Отплатили предательством и русофобией: что несут о России дети великих родителей
© runews24.ru

Геннадий Хазанов — имя, знакомое каждому поколению в стране: народный артист СССР, художественный руководитель Московского театра эстрады, мастер тонкого и умного юмора. Публичный имидж Хазанова — образ интеллигента с безупречной репутацией. Однако за фасадом сценического успеха его личная жизнь оказалась непростой. В последние годы он распродал недвижимость и активы в России на сумму свыше 700 млн рублей, а сам всё чаще предпочитает жить в своих апартаментах в Юрмале, стоимость которых оценивается примерно в 60 млн рублей.

Его дочь, Алиса Хазанова, давно покинула Россию и обосновалась в Лондоне. Как актриса, режиссёр и сценарист, она выбрала путь, резко контрастирующий с отцовской позицией. В социальных сетях она открыто осуждает действия российских властей, называя начало специальной военной операции «годом варварства, жестокости, предательств и обесчеловечивания» (орфография оригинала сохранена).

Особое внимание привлекает её участие в театральных проектах за рубежом. В частности, она задействована в постановке, являющейся европейским аналогом спектакля Евгении Беркович** и Светланы Петрийчук**, запрещённого в России за пропаганду терроризма. В рамках этих спектаклей Алиса читает стихи, которые, по её словам, «показывают иностранцам подлинное лицо России», и регулярно даёт интервью западным изданиям, выступая в роли критического голоса из эмиграции.

Парадоксально, что, согласно многочисленным слухам, именно Геннадий Хазанов в прошлом жёстко вмешивался в личную жизнь дочери: якобы он разорвал её отношения с популярным певцом Данко, назвав того «ничтожеством» и «нулём», а затем отправил Алису в Израиль, чтобы та «пришла в себя». Сегодня она, вероятно, действительно «пришла в себя» — но её взгляды и выбор оказались диаметрально противоположны тем, которых, похоже, ожидал от неё отец.

 

Дочери Филиппенко: от академических кругов Москвы — к эмиграции и эфиру западных СМИ

Александр Филиппенко, народный артист СССР и один из самых узнаваемых театральных деятелей страны, долгие десятилетия олицетворял собой советскую и российскую культурную элиту. Однако судьбы его дочерей сложились иначе — обе выбрали путь, уводящий всё дальше от родины.

Старшая дочь, Мария, посвятила себя преподавательской деятельности: сначала она работала учителем латинского и немецкого языков в школе, а затем — старшим преподавателем в НИУ ВШЭ.

Младшая дочь, Александра, получила престижное образование в МГИМО, защитила кандидатскую диссертацию и стала научным сотрудником Института США и Канады РАН. Это учреждение долгое время считалось площадкой для дискуссий, в которых доминировали западноцентричные и критические по отношению к российской политике позиции.

После февраля 2022 года Александра покинула Россию и переехала в Литву. Вскоре вслед за ней туда же отправился и её отец. Сегодня она выступает в качестве политического комментатора на таких платформах, как «Дождь»*, France 24, Current Time, «Радио Свобода»* и других медиа, признанных в РФ иностранными агентами. В своих аналитических материалах она последовательно критикует действия российских властей, позиционируя себя как независимый эксперт в изгнании.

 Александр Филиппенко с дочерью Александрой

Ширвиндт-младший: от Щуки по блату — к «Крым не мой»

Александр Ширвиндт — фигура монументальная. Его позиция по Крыму была чёткой и принципиальной:

«Крым — мой. Я в нём вырос».

Он не боялся говорить это открыто, даже когда это стало политически невыгодно. Его сын, Михаил, пошёл другим путём.

Ещё в советское время Михаил Ширвиндт едва не попал под уголовное дело за срыв государственного флага с архитектурного института. Спасли только связи отца. В Щукинское училище его приняли «по блату» — сам он в этом не стеснялся признаваться. С 2014 года он принципиально отказывался ездить в Крым, даже ради выгодных проектов, заявляя:

«Мне предложили благословлять Крым — я сказал: всё, нет, хватит».

Позже он публично защищал Лию Ахеджакову, назвав её критиков «чернью» — «людьми с чёрной душой». Сегодня у него трое детей и пятеро внуков, но его публичная позиция остаётся неизменной: он — на стороне тех, кто видит в России источник зла, а не родину, давшую ему имя и возможности.

 

Парадокс благодарности: почему «свои» становятся «чужими»?

Все эти истории объединяет одно: герои выросли в условиях, недоступных большинству. Их родители — люди, которые строили карьеры в советской и постсоветской России, пользовались её системой, её ресурсами, её славой. Их дети получили лучшее образование, доступ к международным проектам, культурный капитал. Но в момент исторического выбора они предпочли не поддержать страну, а обличать её — часто с позиции морального превосходства.

Это не просто эмиграция. Это демонстративный отказ от идентичности, часто сопровождаемый публичным осуждением. При этом многие из них продолжают получать доходы от российских проектов или живут за счёт состояния, нажитого родителями именно в России.

Вопрос не в праве на мнение — оно у всех есть. Вопрос в благодарности. В умении отличать критику от предательства. В понимании, что страна — это люди, история, культура, язык, детство. И когда всё это отвергается ради удобной позиции на Западе, возникает горькое ощущение: роскошь, которую дала родина, оказалась не поводом для благодарности, а поводом для презрения.

 

*Входит в реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента, по решению Минюста России.

**Внесены в перечень террористов и экстремистов.