Действие происходит в психиатрической больнице в Зябликово. Но это не брутальный рассказ о страшных дядьках, садистах-санитарах, о галоперидоле, укрутках и т. п. В общем, никакой "Палаты № 6" и никакого "Полета над гнездом кукушки". Это, скорее, рассказ об окружающем мире с точки зрения больных, пребывающих в полнейшей шизоидной эйфории, которую решительно ничто не может изменить. У этого спектакля существует бесконечное количество трактовок, каждый жест может символизировать решительно все, что угодно, каждого персонажа можно сравнить с кем хотите. Я тоже вступил в квест, предложенный мне режиссером, и думал, что же такое я вижу. На сцене — больничный сад с красивыми цветами и растениями. Примерно минуте на пятой у меня сложилось впечатление, что я смотрю продолжение культового фильма "Кин-Дза-Дза". Тот самый момент, когда герои попадают на планету Альфа, где из них кактусы делают. Фото Дениса Жулина Да, на сцене искусственные растения, но мне кажется, что именно они созданы из пацаков и чатлан. А действующие лица – либо обслуживающий персонал, либо перевоспитавшиеся жители галактики "Кин-Дза-Дза". Потом точка зрения сменилась. А что, если нам показана психиатрическая клиника будущего для детей нынешних инфантильных хипстеров?.. Ну, сейчас же типа мода среди молодежи – ложиться в психиатрическую клинику тупо для того, чтобы отдохнуть. Может, мода идет вперед, и теперь поколение инфантилов решило провести всю жизнь в психиатрической больнице?.. А может, и нет. Потом я бросил попытки вникнуть, поняв полную безнадежность этого мероприятия. Если честно, то разбираться в сюжетных ходах тут достаточно бессмысленно. Чтобы понять, что происходит на сцене, нужно быть как минимум Евгением Каменьковичем. В самом начале все более или менее понятно, но чем дальше, тем сюжетные связи постепенно разрушаются. Но нельзя сказать, что спектакль сваливается в абсурд. Скорее — на примере распада повествования мы видим распад человеческой личности, исчезающий в вечности. Фото Дениса Жулина И это нас не напрягает, скорее, дает ощущение легкости, веселья, свободы. К концу спектакля я вообще перестал понимать, о чем история, кроме того, что все закончилось хорошо, и все, что я видел, нереально круто. Большой режиссерский талант нужен для того, чтобы показать трагедию в легкой, красивой, почти инфантильной форме. Трагедия и драма ощущается не внешне, а внутренне, уже после того, как все действие закончилось. Да, зрители смеялись, никто не плакал, и мысли такой не возникало, но уже после приходит осознание того, что все-таки мы видели трагедию. Сейчас тема психиатрии, распада личности невероятно актуальна в театре. С начала сезона это уже четвертый посмотренный мною спектакль на данную тему. Он самый легкий, самый нежный, при этом самый глубокий, воздействующий именно на подсознание. При этом сделано не для какой-то элитной публики, а решительно для всех. Об актерских работах в "Мастерской Петра Фоменко" я давно уже зарекся говорить. Какой смысл выделять того или иного актера, когда вся труппа идеальна?.. Когда каждый, самый мелкий образ проработан с особой тщательностью, когда нет ни одного, даже самого мелкого актерского огреха?.. Поэтому лучшие в актерском плане решительно все. Отдельно хотелось бы поговорить об использовании видеопроекции на экранах. Ее немного, и это совсем не то, что делают в спектаклях Богомолов и Шерешевский, где просто львиная доля действия дублируется на экранах, отчего не всегда понятно – мы в театре или в кино. Здесь совсем по-другому: действие на экранах не заменяет, а значительно дополняет и усиливает то, что мы видим на сцене, и главное, абсолютно логично с точки зрения и сюжета, и действия. Надеюсь, что Богомолов и Шерешевский посетят этот спектакль, поучатся у Евгения Каменьковича. Фото Александра Иванишина Им однозначно рекомендую. Да и не только им! Несмотря на сложность, хаотичность, это постановка для самой широкой публики. На неё даже можно приходить с детьми, и, наверное, нужно после спектакля беседовать с детьми, чтобы слышать их мнение. Оно в данном случае может быть гораздо более интересным, нежели мнение взрослого человека. Однозначный хит театра и один из лучших спектаклей сезона. До встречи в "Мастерской Петра Фоменко"!