Кот проснулся!
На малой сцене областного театра кукол состоялась премьера спектакля «Письма другу». Постановку по произведениям Иосифа Бродского создал ведущий актёр театра Игорь Семяновский. В начале спектакля герой оказывается в реанимации. Врачи пытаются спасти пациента. И перед его глазами проходит вся жизнь – радость, боль, любовь, предательство, изгнание, разлука с родными, утраты. – Первые стихи Бродского я прочитал в 17 лет, – рассказал Игорь Семяновский. – Они произвели на меня сильное впечатление – его сложный поэтический мир был полон вещей, образов. Но по-настоящему поэтический мир Бродского мне открылся, когда я прочитал «Письма римскому другу». Для меня это произведение стало ключевым. Я понял, что из него можно сделать спектакль. Пять лет назад, обучаясь режиссуре, курянин сделал маленький моноспектакль по этому произведению. Тогда педагог Юлия Рутберг предложила развить его в большую постановку. – Главный режиссёр нашего театра Валерий Флегонтович Бугаёв поддержал проект, – рассказывает постановщик. – Его доверие дало силы. Хотелось рассказать обо всём: о ссылке, о любви, о родителях… Но тогда бы мы утонули в фактах. Со временем пришло понимание: важно не перечислять события, а показать внутреннее состояние человека, чьё сердце было разорвано на части. Сценография спектакля построена на метафорах. На сцене песок, песочные часы, арбуз, вентилятор, прозрачные кулисы. Каждый зритель может трактовать эти образы по-своему. По Библии Иисус Христос провёл сорок дней в пустыне. У Экзюпери – те же мотивы. Пустыня – место откровений. – Арбуз для меня – образ хрупкости, – говорит режиссёр. – Он яркий, радостный, но стоит его уронить – и от него ничего не останется. При этом внутри – сладость, как в поэзии Бродского, где боль и красота всегда рядом. Вентилятор – символ дыхания, воздуха, без которого нет поэзии. Поэзия ведь сама по себе воздушна, она над землёй, над песком, над водой. Это поток, дыхание, сердечный ритм. Хореографию спектакля поставила Юлия Ризак. Основой стал танец контемпорари. Стихи сопровождают звуки арфы. Юлия специально для нового спектакля освоила основы игры на этом инструменте. Сама Ризак играет в спектакле все женские роли – Марию Вольперт (мать поэта), Анну Ахматову, Марину Басманову. Она же воплощает и образ возлюбленной героя, которому в госпитале случайно попал в руки томик стихов Бродского. Поклонники творчества Бродского отметили внешнее сходство Юлии Ризак с дочерью поэта и его второй жены Марии Соцциани. В спектакле четыре куклы – планшетные и марионетки. В основе – папье-маше и дерево. Игорь Семяновский создал «актёров» сам. – Рисовать не умею, но лепить могу, – признался Игорь Семяновский. – Я делал всё своими руками, потом мастерская помогала с костюмами.] Свою новую работу режиссёр адресует прежде всего молодым зрителям. – Хотелось привлечь внимание к поэзии, – говорит режиссёр. – Жаль, что творчество прекрасного поэта, нашего соотечественника, лауреата Нобелевской премии, не входит в школьную программу. Надеюсь, посмотрев спектакль, кто-то возьмёт в руки книгу его стихов. Бродский любил кошек, они сопровождали его всю жизнь. Поэт говорил, что в следующей жизни хотел бы стать котом. Когда он переехал в США, появился кот Миссисипи, которого Иосиф Александрович называл Маруськой. Поэт посвятил ему целый цикл стихотворений. Поэтому куклы-коты в спектакле не только разговаривают, но и философствуют. Значит, кот проснулся. Зрителей ждёт мир поэзии Бродского! Елена ГАМОВА