Владимир Машков, коллективное интервью – новая жизнь угольно-подвальной сцены Театра Олега Табакова
С 18 сентября Подвальный Театр Табакова ожил. Он распахнул свои гостеприимные двери, вздохнул полной грудью, расправил плечики новенькой гардеробной, заблестел никелированными вывесками репетиционных залов, улыбнулся грациозными скульптурами театрального фойе. Гримерки наполнились артистами, лучшие места у камерной сцены расхватали первые зрители, а ровнехонькие сценические подмостки стали свидетелями первых талантливых постановок.
«Шесть лет назад были реставрированы эти улицы Чаплыгина, Жуковского, Машкова… И сейчас это поистине привлекательный район. А три года назад начался большой ремонт вот этого потрясающего дома, возведенного архитектором Густавом Гельрихом в 1910-1912 годах (стиль модерн).
«Это был доходный дом Грибовых, для богатых людей, здесь жили великие артисты, ученые академик Сергей Чаплыгин, врач Николай Гамалея, драматург Андрей Глоба, историк Юрий Готье… Здесь Владимир Ильич Ленин слушал «Аппассионату Бетховена у Алексея Максимовича Горького он еще сказал: «Нечеловеческая музыка!
В этот удивительный осенний день: начало
«И вот сейчас этот замечательный дом был полностью отреставрирован с применением совершенно новых технологий, чтобы сохранить историческую ценность этого здания. Была сохранена даже рябинка, которую мы посадили во дворе, когда ушел Олег Павлович Табаков, наш небесный художественный руководитель. И эта тонкая, хрупкая рябинка выдержала все ремонты.
«А еще здесь, в нашем театральном колодце, в 2007 году Олегом Павловичем была поставлена скульптурная композиция «Драматурги — Александр Володин, Александр Вампилов, Виктор Розов. У подножия камерного театра мы увековечили память этих людей которые наполнили наши сцены великой драматургией.
«Но самое важное — полностью закончен уникальный ремонт нашего Подвального Театра Олега Табакова.
Взгляд изнутри: зрительный зал
Это выстраданный исторический подвал, из которого сам Табаков вместе с первыми своими учениками начинал выгребать уголь и мусор. Процитирую Олега Павловича:
«В 1987 году, хоть и с опозданием на 7 лет (в 1978 году начали рыть подвал, он был закрыт) сбылась моя мечта о собственном театре. О большой семье, где много детей, и где все по справедливости. Действительность она, такая, жестко суровая. И построить любое новое дело тем более как будто из ничего очень трудно. Мне не очень нравится фамильярное название «Табакерка, и я склонен называть наше, во всех смыслах выстраданное дело «Подвальный театр. Подвал плоть от плоти художественного театра. Ведь в театре есть два вида обновлений обновление наследования это обновление всего того, что называется «подлесок. А второй вид это студийная форма обновления. Который, собственно, и жил все это время. Театр «Современник — никакой не театр, а пятая студия художественного театра. И Подвальный театр это шестая или седьмая его студия.
«Немного о нововведениях. Это жилое здание начала века эксплуатировалось очень активно. И сейчас во всем доме произведена замена инженерных коммуникаций. Они сейчас идут отдельно от театра, театр в этом смысле отделен от здания, не мешает никому. Установлена абсолютно новая система вентиляции, которой здесь не было никогда. Удалось усилить все основание здания. И увеличить высоту этого зрительного зала на целый метр, углубившись в пол. А для нас каждый метр в нашем подвальном театре необходим жизненно. Мы открыли все исторические проемы, которые обязуются быть задействованными. В глубине сцены, позади, еще остались уникальные окна. В театре установлена новая машинерия, и есть возможность сейчас выносить декорацию.
Путем Олега Павловича Табакова
«Отдельно отмечу: я, как и многие здесь артисты, ученик Олега Павловича Табакова, которому передавал знания Василий Иосифович Топорков, один из любимейших артистов Константина Сергеевича Станиславского. И вот этот путь, по которому мы идем, путь русского психологического театра, где в центре сцены артист, вот это и была задумка Олега Павловича. Обратиться к душе и продолжать развивать наш великий русский театр. С его глубочайшими смыслами.
Малый репетиционный зал
«Кстати, вот в этом пространстве (репетиционного зала) ранее была квартира Виктора Карловича Монюкова (Франке). Здесь мы также исторически все сохранили, были произведены большие реставрационные работы.
«Сейчас театр Табакова показывает свои спектакли и на сцене «Современника. С 13 сентября мы вернули спектакль «Охота жить. В новой редакции, режиссер Алена Лаптева. И мы представляем его на сцене театра «Современник.
«Также состоится премьера спектакля «Номер 13D. Спектакль, который был сделан в 2001 году тогда Олег Павлович пришел в Московский художественный театр имени А.П. Чехова, где и прошла постановка. Мы с ним сговорились и я сделал первый спектакль. Это была успешная версия, и потом я для него сделал вторую версию. И сейчас мы договорились с Константином Хабенским (художественным руководителем Московского художественного театра им. А. П. Чехова), что в память об Олеге Павловиче спектакль переходит на сцену театра Олега Табакова. Это его любимая работа когда шел спектакль, Олег Павлович вылетал на сцену. Так ему нравилась атмосфера, и спектакль был создан в традициях нашего русского психологического театра. И в этом сезоне мы покажем новый «Номер 13D. На исторической сцене Подвального театра она начиналась с проб молодых, и я надеюсь и в дальнейшем, эта сцена будет принадлежать молодежи. Этот наш подвал дает возможность выходить в будущем на большую сцену.
Артур Касимов, Севастьян Смышников, Владислав Миллер
«В октябре мы представим на нашей исторической сцене спектакль «С любимыми не расставайтесь по пьесе Володина. Активно над этой пьесой работает Артур Касимов. Это удивительное произведение, наполненное любовью, страстностью, и осознаванием себя в этом мире в сравнении с другими людьми. Главные роли в этом спектакле исполнят Севастьян Смышников и Нелли Хаперская.
«Также Севастьян Смышников продолжит свою работу как режиссер. Совсем недавно, в прошлом сезоне, он поставил свой спектакль «Позывной тишина, который перейдет на эту сцену. И он будет работать над спектаклем «Беда от нежного сердца, по произведению Владимира Соллогуба. Мы представим эту комедию также в этом сезоне.
«А в мае Владислав Миллер дебютирует в качестве режиссера в спектакле по пьесе Гора Николаева «Звездный час по местному времени. Это абсолютно потрясающая пьеса, у нее есть и продолжение. Этот спектакль я поставил как только пришел в театр Табакова. Вообще мы самостоятельно его делали. Стащили где-то на улице забор и лавочку для декорации, и показали это Олегу Табакову. И он взял в репертуар этот спектакль, который очень успешно шел. Сейчас мы начинаем вновь работать над этой постановкой.
Новые театральные мотивы
«Режиссер и актриса нашего театра Алена Лаптева в качестве режиссера уже начала работать над спектаклем «Выбор. Это Паоло Дженовезе, Изабелла Агиллар и Кристофер Кубасик. Который мы также представим здесь, на исторической сцене. Это триллер.
«И подвалу, конечно, необходим детский спектакль. И мы планируем выпуск на нашей сцене спектакля для детей «Незнайка. Над ним будет работать режиссерская группа Максим Сачков, Яна Сексте, Алексей Усольцев и Михаил Шугарев. Все артисты Театра Табакова. На эту сцену, как я уже говорил, будут перенесены с другой сцены, «Современника, три спектакля, которые сейчас идут там это «Ночь в отеле, «Позывной Тишина, и «Старший сын.
«Еще раз хочу поблагодарить, конечно, и мэра, Сергея Степановича Собянина, и Департамент капитального ремонта Москвы, и Департамент культуры за такую тяжелейшую работу по восстановлению нашего подвала. Легче, наверное, было все это закрыть. И сделать из этого опять какой-нибудь подвал. Но те усилия, и ту любовь, которую тут заложил Олег Павлович, те смыслы невозможно оставить. Я абсолютно счастлив, что нам совместно удалось отвоевать это пространство, как он это сделал много лет назад. И я думаю, что этот театр, благодаря ребятам нашим, будет продолжать жить интенсивно и бодро. И я хочу, чтобы это пространство продолжало наполняться различными мероприятиями. А тут уж мы постараемся. С вашей помощью.
«Мы, молодое поколение, застали еще старое помещение Подвального театра. И сейчас, после реконструкции, ремонта, можем наслаждаться, удивляться, радоваться новому пространству. И вспоминать предыдущий репетиционный зал, где мы сейчас находимся, те белые стены они все равно перед глазами встают. Такая ностальгия приятная.
«Поэтому снова оказаться здесь с новыми идеями, задачами, которые Владимир Львович дает нам это большая ответственность, я думаю, мои товарищи меня поддержат.
«Иной раз подумаешь: неужели это ты будешь этим заниматься? Точнее, - еще и ты будешь этим заниматься. Что тебе тоже что-то доверят, и ты тоже сможешь сделать что-то хорошее и полезное. Дай Бог, так и будет, мы очень воодушевлены. И вот сейчас, работая над произведением, с Артуром, очень трепетно к нему относимся, и ждем уже момента выпуска, чтобы наконец-таки поработать на сцене нашей, которая тоже изменилась - добавилось еще несколько выходов. Которые мы уже можем использовать. Казалось бы, всего лишь пару выходов новых!
«Что касательно того произведения, которое мы выбрали с Владимиром Львовичем, которое одобрили («Беда от нежного сердца Владимира Соллогуба) — оно очень яркое, жанровое. Такой исторический жанр как водевиль — на мой взгляд незаслуженно забытый. Я, по крайней мере, не видел давно таких спектаклей в Москве, и вообще в провинции. Очень приятно к нему прикоснуться, и попробовать, потому что там тоже будут и молодые артисты, и артисты более старшего поколения. Такой жанр очень любил Олег Павлович. Вообще наш театр — «веселенькое дело, как любил говаривать Табаков. Мне кажется, мы выбрали верное направление — осталось только сделать достойно. Но в этом тоже нет сомнений, потому что мы работаем вместе, и друг друга поддерживаем, поэтому скорей бы начать репетировать и уже встретиться с вами на премьере.
«Это действительно историческое событие то, что мы находимся здесь - в этом уникальном доме, уникальном театре, и в этом невероятно красивом подвале, в невероятно красивом репзале, который благодаря усилиям Владимира Львовича — вот такой. И мы здесь. Навсегда запомнится, что мы после сбора труппы пришли сюда в первый день репетировать. Я был первый раз в репзале, и зайдя сюда, мы с артистами, наверное, еще минут 15-20 так просто сидели и вспоминали, как все было раньше, смотрели. На люстры, трогали все то есть это невероятное какое-то помещение, которое к тому же намолено большими людьми, артистами, режиссерами, нашим небесным художественным руководителем Олегом Павловичем Табаковым. Владимир Львович здесь начинал свои первые работы. Вторые, третьи, четвертые и пятые, и сколько здесь было всего сделано. И понятно, что когда ты входишь в этот репзал, — ты протаптываешь новый путь. Я до сих пор в каком-то невероятном шоке, что так все теперь отремонтировано. И конечно, когда вкладывается столько сил, и ставятся такие ответственные задачи, как постановка спектакля, особенно если это будет первая премьера, — дай Бог.
«Конечно, и руки дрожат, и голос дрожит, и волнуешься, понимая весь объем. А также ощущая те силы, тот пот, кровь, которые оставили тут наши педагоги, учителя, художественный руководитель. И ты, конечно, не можешь оплошать, и мы понимаем большую-большую ответственность. И хочется не подвести. И мы будем двигаться в этом направлении. Спасибо.
«Я поддерживаю ребят, конечно, это историческое событие, замечательное, мы долго этого ждали. Я думаю, что там наверху Олег Павлович очень радуется. Театр с такой великой интересной историей и жизнью, театр, который родил огромное количество замечательных артистов, режиссеров, нынешних художественных руководителей, столько учеников у Олега Павловича здесь побывало и сейчас занимает первые строчки в театральном деле.
«Поэтому наше дело, которое когда-то было заложено Олегом Павловичем, продолжать традицию, и для нас это очень ответственно для всех, и для меня это абсолютный режиссерский дебют. До этого мы с ребятами делали спектакль «Атом солнца на Сухаревской, и делали несколько работ на премию «Золотая маска, а сейчас мы как бы пошли в сольное плавание. И этот театр всегда оставался местом, где во главе стоит жизнь человеческого духа, и мы глобально учимся режиссуре у наших педагогов, у Владимира Львовича, который тоже был и остается артистом в первую очередь, поэтому очень волнительно и дай Бог пройти этот путь ответственно и достойно.
«Мне досталось произведение «Звездный час по местному времени, с которым когда-то дебютировал Владимир Львович, и с которым, мне кажется, родился артист Евгений Витальевич Миронов. Очень современно звучит это произведение, несмотря на то, что одноименный фильм был снят еще в прошлом веке. И потом, в 2005 году Николай Досталь снял продолжение, картину под названием «Коля-перекати поле. Мы хотим объединить все это в два акта, и посмотреть на это произведение через призму сегодняшнего дня. Так что всем желаю успеха и еще раз повторю, это большое для нас событие.
«Когда мы въехали уже официально в этот театр в 1987 году и прямо вот здесь (в репетиционном зале) там балкон есть здесь никогда не переставала течь вода. Никто не мог ее победить. Она чудесным образом оказывалась здесь. Делали балконы ничего не удавалось. И в нашем подвале так как трубы шли через нас вся жизнь дома проходила через нас. Затоплений у нас было ну в неделю раза два. Вы даже не представляете закулисное пространство.
«Когда я пришел в 2018 году с одной стороны было приятно, что ничего не поменялось. Но мне кажется так существовать было абсолютно непродуктивно. Героически театр жил все эти годы.
«Но Олег Павлович всегда понимал, что именно тут абсолютная интимность разговора со зрителем вот в этом камерном зале. И действительно, в этом театре зритель так близко, к артисту, — он может услышать его сердцебиение. Если захочет. Дыхание. Увидеть, как рождаются слезы. Или счастье вот это абсолютно уникальное пространство.
«И сейчас зрительный зал у нас сделан так, что там идеальная звукоизоляция, идеальное пространство, вентиляция, и у нас весь дом укреплен. Основательно. Так, чтобы он стоял еще сотни лет. Когда заливали бетоном, делали как для бассейна пространство в подвале потому что, понимаете, раньше вся вода с улицы, с ливневок шла сюда. Всегда, всю нашу жизнь.
«Хотя главное у нас было свое место. Вот это и это было самое важное.
Что актуальнее сейчас зрителю комедия или драма?
«Наш театр представляет самую большую гамму для зрителя. Вообще театр Табакова такой удивительный у нас нет ограничений. Мы можем делать все.
«А сверхзадача, как говорил Товстоногов, рождается в зрительном зале. Каждый спектакль уникален, и уникальность прежде всего это уникальное исполнение здесь и сейчас. Но один из создателей сидит в это время в зрительном зале. И это зрители. Они всегда разные.
«И в зависимости от того, что происходит у каждого человека свой отклик. Люди на разное любят ходить. Вот мы проводили большой опрос и для театра Табакова, и для театра «Современник - знаете, зачем ходят зрители в театр ? Прежде всего ходят, конечно, на драму в драматический театр. Чтобы посмотреть, как ведут себя другие люди. У нас ведь нет времени посмотреть. Все бегаем … а тут можно посмотреть, как ведут себя люди в той или иной ситуации. Чтобы получить впечатление. Провести вечер. С семьей или с близкими людьми. И знаете, это еще по опросу опять-таки театр это одно-единственное место осталось, куда люди одеваются. В ресторан же не надо? Никуда не надо а в театр одеваются. В кино - не надо. Ну на свадьбу еще. И в театр.
«У артистов должна быть возможность играть самый широкий репертуар. И комедии, и трагедии, и драмы. Всегда только нужно задавать себе вопрос когда берешь какое-то произведение ради чего? И если находится ответ ради чего вы это делаете воодушевляете, вдохновляете, создаете человека через борьбу, заставляете задуматься чувственно тогда миссия выполнена. А жанр неважен.
Пища духовная, пища телесная
«В заключение — в фойе будет прекрасный буфет. А вообще у нас с едой нормально, и в театре «Современник, и здесь. Вот здесь вот в арочке там дверка есть. Вот там будет ресторан. Предполагаю, что название ему будет «Артист. Очень вкусный. Творческий. Поэтому у нас есть все возможности для того, чтобы зрители пришли и были довольны и у них было ощущение театра.
«Ну и без бутербродов нельзя, у нас все вкусненько должно быть. Мы кормим хорошо всегда и артистов, и зрителей. И да, будут специальные блюда, конечно же. Мы чего-нибудь там придумаем. Мы в одном пространстве стараемся сделать максимальное. Чтобы было комфортно зрителям, чтобы они с впечатлением уехали домой вот из этих потрясающих исторических реалий.
Что же, можно сказать, что в Москве вновь заблистала еще одна новая старая сцена. Которая обещает нас радовать не только свежевысохшей штукатуркой и классическими бутербродами, но и свежим взглядом, новой мыслью, авторской интерпретацией. Идейным новаторством. Ведь это место, где ход времени не замирает а продолжает стремительно нестись вперед, возрождаясь к жизни, наполняясь новыми лицами, педагогами, учениками и их искрометными талантами. Все как завещал Олег Павлович — «Дело надо делать, господа!