Пристанище самарской Мельпомены: как возник городской театр

Первый акт Осенью 1851 года в Самару, недавно ставшую губернским городом, впервые приехала профессиональная театральная труппа. Артистов привез из Казани антрепренер Стрелков. В доме купца Лебедева на углу набережной Волги и улицы Успенской (сейчас Комсомольская) наскоро устроили зрительный зал. 8 ноября состоялась премьера, ознаменовавшая начало театральной истории города. Первый самарский театр просуществовал всего три сезона. В мае 1854-го дом Лебедева сгорел. В следующем году на Хлебной площади рядом с Александровским садом и трактиром "Ревель" открыли новый театр. Его построили за три месяца. Деньги собрали по подписке, объявленной губернатором Константином Гротом. Здание было деревянным, и только в 1862 году бревенчатые стены обложили снаружи кирпичом. Зал вмещал 550 зрителей. Губернатор имел собственную ложу. В первом ряду отвели кресла для городского главы, жандармского начальника и полицмейстера. В первые годы городской театр на Хлебной площади содержался преимущественно за счет пожертвований. Особенно щедры были питейные откупщики - частные сборщики налога от продажи алкоголя. Они в ту пору слыли главными театралами и филантропами. Петр Алабин в книге "Двадцатипятилетие Самары как губернского города" писал, что в сезон 1857-1859 годов сборов от спектаклей и представлений получили в два раза меньше, чем от местного откупа. Искусство и деньги Но все же главным в театре был антрепренер. Он нанимал актеров, закупал декорации, реквизит и костюмы, платил аренду, выбирал репертуар. На многих провинциальных сценах укоренилось "лавочное отношение" к искусству. Ставили низкопробные пьесы почти без репетиций. Игра "с листа" приняла такие масштабы, что суфлер становился первым лицом в театре, где царили грязь, беспорядок. Нередко антрепренер использовал театр исключительно для собственного обогащения. Были случаи, когда, забрав кассу, он бежал, оставляя актеров без средств к существованию. Но были и честные люди, беззаветно преданные искусству. В 1868-м на три года самарский городской театр снял Александр Рассказов - один из лучших антрепренеров России. 15 января 1870 года Елизавету в спектакле по пьесе Алексея Писемского "Горькая судьбина" (12+) сыграла молодая актриса Полина Стрепетова. Эта роль принесла ей славу и сделала звездой русского театра. В 1875 году прошение о сдаче в аренду самарского театра подал актер и режиссер Сергей Пальм. Он обязался два сезона содержать одновременно две труппы актеров: русскую драматическую и оперную, "составленные из лучших, заслуживших известность артистов", изготовить новые декорации, "поднять самарский театр из того упадка, в котором он ныне находится". Сколько-нибудь заметного следа антреприза Пальма не оставила, но заслуживает внимания тот факт, что делами сына в Самаре занимался Александр Пальм - известный прозаик, поэт и драматург, петрашевец. 22 декабря 1849 года Пальма-старшего и других участников дела Петрашевского, среди которых был и Федор Достоевский, после восьми месяцев заключения в Петропавловской крепости привезли на Семеновский плац. Им прочли смертный приговор. Офицер скомандовал солдатам целиться… Как вспоминал Достоевский, "десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти". Но ударили отбой и прочли указ об отмене казни. Пальма на шесть лет сослали в арестантские роты. В Самаре он жил на Дворянской в доме Александровой (Куйбышева, 26), писал пьесы, которые ставились на сценах императорских и провинциальных театров. Последним антрепренером театра на Хлебной площади стал Иван Новиков. В Самару он приехал в 1877 году уже известным провинциальным актером, успешно выступавшим не только в драматических постановках, но и как куплетист в дивертисментах. В 1880-м, продолжая выступать на сцене, арендовал городской театр. Антреприза Новикова продлилась до февраля 1886 года. Здание за 30 лет эксплуатации пришло в упадок и требовало капитальной перестройки. Губернатор запретил давать в нем представления, но мораторий отодвинули на год, чтобы дать возможность Новикову закончить антрепризу. После завершения сезона театр на Хлебной площади закрыли. Новое здание Понимая, что бурно развивающемуся губернскому городу театр необходим, весной 1886 года Самарская дума рассмотрела доклад управы "О сломе существующего здания зимнего театра и постройке для него нового". Была создана специальная комиссия. В мае 1887 года на площади в конце Дворянской и Саратовской улиц состоялась торжественная закладка каменного здания. Проект составил архитектор Михаил Чичагов, построивший в таком же псевдорусском стиле театры в Москве и Воронеже. Дума ассигновала на строительство 85 тыс. рублей и 5 тыс. рублей архитектору за проект и надзор за производством работ. Для экономии средств кирпич, оставшийся от разбора старого театра, должен был опять пойти в дело. Первые декорации и главный занавес изготовил Александр Янов, служивший в то время художником в московском театре Корша, возведенном тоже по чичаговскому проекту. Комплект декораций для различных сцен состоял из лиственного леса, русской избы, роскошного зала частного дома, улицы современного города и других картин. Провинциальные театры не могли себе позволить изготовление декорации на каждый спектакль и пользовались стандартными наборами. На занавесе художник "скомпоновал" виды Самары, которые ему указал Алабин. Для освещения решили использовать газ, хотя некоторые думские гласные предлагали провести в театр электричество. Алабин настоял на таком виде освещения из-за того, что владелец пивзавода Фон Вакано обещал обеспечить топливом театр и Струковский сад по себестоимости. Освещение нового здания и сцены монтировал специалист все того же коршевского заведения Коптев, который переехал в Самару и стал механиком городского театра. В итоге смету строительства заметно превысили: суммарно потратили 146 тыс. В феврале прошли торги, антрепризу на три года получил Петр Медведев. 1 октября 1888 года здание было освящено, а на следующий день состоялся первый спектакль - драма Петра Невежина "Вторая молодость" (12+). В зрительном зале разместили 1 123 места. Стоимость билетов устанавливалась театральной комиссией. На обычные представления ложи стоили от 3 до 8 рублей. Кресла в партере - от 75 копеек до 2 рублей в зависимости от ряда, в амфитеатре - от 50 до 75 копеек. На галерку можно было попасть за 30 копеек. Начинается с вешалки Гардероб и буфет в театре управа сдавала по отдельному контракту. Это был неплохой источник пополнения бюджета. Для зрителей партера и амфитеатра за сданное платье к стоимости билета добавлялось 10 копеек, для посетителей лож - от 30 до 50 копеек, в зависимости от престижности. Гардероб в театре был не один, посетители галерки пользовались вешалкой четвертого этажа всего за 5 копеек. Арендатор нес полную ответственность за сданные в гардероб вещи. В случае пропажи потерпевший получал компенсацию стоимости одежды безоговорочно и без судебных разбирательств. В 1908 году город получил от арендатора гардероба 7 428 рублей. С буфета "капало" по 3 тыс. Цены и меню утверждала все та же театральная комиссия. Чем и почем потчевали? Рюмка простой водки стоила 10 копеек. К ней бесплатно на выбор предлагали: "закуску из селедок, копченостей, солений, колбас, масла, редьки и редиски, не менее пяти сортов сыров". Сельтерская вода и лимонады стоили от 15 до 20 копеек за бутылку. Стакан чая с лимоном или сливками обходился в 10. Столько же стоили бутерброды и пирожки всех сортов. Самым дорогим лакомством было мороженое, за него нужно было заплатить 30 копеек, зато любое пирожное стоило всего пятачок. Буфет открывался задолго до спектакля, работал во время представления и еще час после. Если театр и начинался с вешалки, то заканчивался для некоторых зрителей в буфете. Первая постоянная труппа появилась в театре после революции, в 1926 году. В 1931-м в город приехал режиссер и актер Николай Симонов, впоследствии блестяще сыгравший в кино Петра I. Три сезона так называемого ленинградского десанта открыли новую страницу в истории драмтеатра Самары.

Пристанище самарской Мельпомены: как возник городской театр
© СОВА