Россияне стали в три раза чаще участвовать в аукционах – Литфонд (интервью)

Количество россиян, которые принимают участие в аукционах, за последние пять лет выросло в три раза. Об этом, а также о самом масштабном аукционе за последние 10 лет, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Дарье Батрамеевой рассказал генеральный директор аукционного дома «Литфонд» Сергей Бурмистров.

Дарья Батрамеева (Д.Б.): Аукционный дом «Литфонд» проведет в Москве юбилейные торги, приуроченный к 10-летию своей деятельности, где представит прижизненные издания классиков, живопись. Расскажите, какие самые дорогие лоты будут представлены?

Сергей Бурмистров (С.Б.): Без преувеличения можно сказать, что торги, которые состоятся 9 октября, действительно знаковые. Таких редких и дорогих лотов, наверное, не было никогда за всю нашу 10-летнюю историю. Поэтому мы этим каталогом очень гордимся. Сложно сказать, какие самые дорогие лоты, потому что бывает так, что какой-то лот стоит за 1 млн руб., а вдруг он уйдет за 25 млн руб., а бывает наоборот. Поэтому значимость будет понятна только после торгов – уже по результатам. Но, наверное, для меня, если выбирать из этого каталога три самых значимых лота, то это «Парусник у берега моря» Александра Боголюбова 1874 года. Хоть и сейчас там, по-моему, текущая ставка в районе 6–7 млн руб., но я считаю, что это шедевр, так как даже в Русском музее хранится эскиз этой картины. Обычно бывает наоборот: у частных коллекционеров есть эскиз известной картины, а тут в Русском музее только эскизы, а сама картина находилась долгое время в частном собрании Андрея Громыко, министра иностранных дел СССР. Поэтому, я думаю, у нее высокий ценовой и коллекционный потенциал. Если Русский музей заинтересуется приобретением, то мы, конечно, будем рады отдать эту вещь на более широкое обозрение, а не частному коллекционеру. Здесь мы ничего не решаем; как сложится, так и сложится. Если говорить о книжной части и о рукописной, то, наверное, самая уникальная и невероятная вещь – это хронограф Сергея Кубасова 1672 года. Хронографов не так много и в ведущих музеях, и библиотеках. Стартовая ставка 8 млн руб., но я думаю, что у него тоже очень большой потенциал. Ну и третья вещь, которая тоже не жила на аукционах – это «Советская азбука» Владимира Маяковского. Цена ее 5 млн руб., за эту книгу можно просить большую цену. Экземпляр впервые выставлен на открытых аукционных торгах в России.

(Д.Б.): А как вы оцениваете подлинность материала?

(С.Б.): У нас 30-летний опыт работы. Иногда встречаются копии иллюстраций, копии титульных листов и прочее, но у нас работают, я думаю, самые лучшие специалисты в стране, поэтому наша экспертиза очень серьезно подходит ко всем этим вопросам. Конечно, если есть какие-то изъяны, они всегда описываются.

(Д.Б.): Какую категорию вещей (предметы искусства, книги) чаще всего приобретают коллекционеры на аукционах? Почему?

(С.Б.): Один и тот же коллекционер с огромным удовольствием приобретет очень редкую книгу или уникальную рукопись, редкое произведение искусства того или иного художника, поэтому в основном гоняются не за категориями, а за степенью редкости вещей. Ну, если говорить о книгах как о предмете коллекционирования, то, конечно, существует несколько таких важных направлений, которые являются устоявшимися уже не одну сотню лет. То есть это старопечатные издания – как дофедоровских, так и вышедших при Иване Федорове. Это издания Петровской эпохи, которых, кстати, у нас будет на этом аукционе шесть или семь очень редких книг. Ну, а мода тут не особенно влияет. Влияют, в конечном счете, идеи, судьба того или иного писателя, поэта. На мой взгляд, замечательная подборка из архива семьи Виктора Ерофеева, нашего создателя произведения «Москва – Петушки». Там будет его трудовая книжка, будет членский билет, и здесь, конечно, влияет аура.

(Д.Б.): Можно ли рассматривать антиквариат как объект для инвестиций?

(С.Б.): Если мы рассматриваем его с точки зрения инвестиций, то должны быть знания, понимание, когда продать, когда купить. Естественно, есть периоды общего экономического спада и подъема, и рынок антиквариата также сильно подвержен этим колебаниям. И, конечно, тут важно понимать так же, как и с акциями, когда покупать правильно, когда продавать. Если вы поспешите, то вы можете и потерять достаточно много денег, а если разбираетесь в предмете и сможете подождать, то вы, безусловно, заработаете.

(Д.Б.): То есть вещь, которую купили на аукционе для инвестиций, опять перепродают?

(С.Б.): Ну, как правило, все-таки большая часть покупателей аукциона является конечными покупателями, которые формируют свои коллекции. Поэтому вещи, которые покупаются на аукционе, могут десятилетиями не появляться больше на рынке. Они переходят по наследству, если все благополучно, иногда дарятся в музеи, в государственные собрания. Но у нас очень много случаев, когда тот или иной редкий предмет проходил через наши аукционы два-три раза и менял своих владельцев. Поэтому продают также через аукционы.

(Д.Б.): Какой сейчас спрос на аукционы? Стало ли больше людей участвовать в аукционах за последние пять лет?

(С.Б.): Вообще идея коллекционирования в России стремительно развивается, и коллекционировать стало модно, престижно. Это приятное хобби и возможность войти в определенную тусовку, поэтому количество коллекционеров растет. Если смотреть на число зарегистрировавшихся на наших аукционах, то на каждый из них, а мы проводим по 10 аукционов в месяц, регистрируются 15–20 новых человек. Количество коллекционеров за последние пять лет утроилось.

(Д.Б.): В каком возрасте россияне чаще всего принимают участие в аукционах?

(С.Б.): Я помню, что на одном из наших недавних аукционов с нами торговался мальчик 13 лет. Ну а что касается более старшего возраста, здесь нет лимитов. Конечно, среднестатистический коллекционер – это все-таки человек, состоявшийся, имеющий свой собственный доход, как правило, это частный бизнес, это люди 30–50 лет, но здесь достаточно много исключений. У нас есть как 20-летние коллекционеры, так и 80–90-летние, которые покупают на наших аукционах. При этом появляются покупатели более молодые, чем пять-шесть лет назад.

(Д.Б.): Какой продажей вы гордитесь больше всего?

(С.Б.): Это сложный вопрос, наверное, той, которая еще не состоялась. Для российского библиофила это уничтоженная книга Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». В библиотеках и музеях этой книги сохранилось очень небольшое количество экземпляров, возможно, они находятся в частных коллекциях. Я думаю, что когда мы найдем один из таких экземпляров и представим его на аукционе, то это будет действительно очень серьезный повод для гордости.