Дома-памятники внесут в мастер-планы малых городов
Объекты культурного наследия в малых городах станут частью их пространственного развития. С 2026 года будет невозможно реконструировать здания, которых нет в схеме территориального планирования. Дома-памятники внесут в новые градостроительные документы - мастер-планы. По мнению специалистов, это позволит историческим особнякам не пропадать поодиночке, а привлекать инвесторов и получать новую жизнь. Но для достижения цели надо преодолеть ряд барьеров, отмечалось на парламентском форуме в Великом Новгороде.
Сохранять архитектурное наследие особенно сложно в малых городах. Кстати, точного определения таких мест в законодательстве нет - принято считать, что в них проживают менее 50 тысяч человек. Средств в муниципальной казне порой не хватает даже на проектно-сметную документацию, не говоря уже о полной реставрации здания.
- В результате сохраняются проблемы, связанные с разрушением архитектурного облика исторических центров таких городов, увеличением числа ветхих и аварийных зданий, износом инфраструктуры, - подчеркнул глава профильного комитета СФ Андрей Шевченко. - Сложности также вызывает содержание, ремонт и реконструкция многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия. В некоторых малых городах отсутствуют специалисты в области их сохранения.
По данным Минстроя РФ, реконструкция одного квадратного метра обычного здания обойдется примерно в 40-70 тысяч рублей. В случае с памятником потребуется от 150 до 250 тысяч рублей за "квадрат". Есть и разница в сроках: на все работы в стандартном доме уходит 500 дней, а в объекте культурного наследия - в три раза больше. Это отпугивает бизнес и связывает руки муниципальным властям. В итоге малые города приходят в запустение, туристов не прибавляется, а многие местные жители уезжают в другие края.
И все же в последнее время ситуация улучшилась, поскольку законодательство о памятниках изменилось. Например, упрощен порядок проведения работ по содержанию тех частей объекта культурного наследия, которые не относятся к предмету охраны. Капремонт на таких участках можно выполнять без лишних согласований и экспертиз. Еще 15 инициатив по оптимизации сохранения ОКН только готовится к принятию. В частности, предлагается разрешить строить линейные объекты в границах памятников и привлекать средства граждан на их реконструкцию, чтобы потом они могли там жить.
Смягчающие поправки должны облегчить включение памятников в общие программы модернизации городов - проекты комплексного развития территорий и мастер-планы. Их разработают для 288 населенных пунктов, в том числе для 105 малых городов и 17 исторических поселений. В итоге, по прогнозам, там будут расти доходы от туризма.
- Это движение в верном направлении: сохранение архитектурных памятников должно быть частью мастер-планов и в целом государственной стратегии, - считает координатор градозащитного движения "Живой город" Антонина Елисеева. - Но на этом пути надо решить еще целый ряд проблем - в частности, нехватки квалифицированных кадров в области сохранения культурного наследия. Это хорошо видно на примере Новой Ладоги в Ленобласти: историческое поселение имеет сложный градостроительный регламент, но его исполнение контролируют сотрудники местной администрации без профильного образования. Как итог - в городе уже построено два новых дома, противоречащих нормам, и снесено ценное историческое здание Земской больницы.
Одним из способов сохранения памятников считается их передача бизнесу из муниципальной собственности. Но на практике это зачастую оборачивается дальнейшим разрушением ОКН. В той же Новой Ладоге за последние годы приватизировали большинство аварийных домов, по которым есть решения судов, обязывающие именно местную администрацию восстановить их к определенному сроку. Однако новые собственники тоже не начали работы ни на одном из них, подчеркнула Антонина Елисеева. При этом повлиять на частников практически невозможно.
Главная борьба в малых городах сейчас идет за людей — местных жителей и туристов. Первых надо удержать, вторых — привлечь
Новгородская область предложила безвозмездно изымать ОКН у нерадивых владельцев через суд - сейчас для этого надо выплатить им рыночную стоимость памятника, о котором они даже не заботились. Но и тут есть загвоздка: что делать с изъятым наследием?
- Мы активно применяем этот механизм: с 2023 года изъяли у недобросовестных пользователей четыре объекта, - сообщил председатель комитета по охране ОКН Псковской области Вадим Нэдик. - Но в законе нет конкретики: кто после изъятия повторно выставляет памятник на продажу? Ведь он мог быть продан частному владельцу федеральным, региональным или муниципальным органом по распоряжению имуществом. На наш взгляд, проводить повторные торги должно то ведомство, которое занималось изъятием объекта.
Между тем на Северо-Западе уже есть и положительные примеры включения памятников в развитие малых городов. Например, Старая Русса на Новгородчине вошла в пилотный проект по вовлечению объектов культурного наследия в хозяйственный оборот. Это привлекло инвестиции. Бизнес готов покупать такую недвижимость в небольших населенных пунктах и приводить ее в порядок, отмечает глава Старорусского муниципального округа Елена Комарова.
По ее словам, главная борьба в малых городах сейчас идет за людей - местных жителей и туристов. Первых надо удержать, вторых - привлечь. Кстати, турпоток в Старую Руссу за последние годы вырос в три раза.
Но сокращение оттока населения из малых городов - более сложная задача. Для этого надо развивать сразу несколько направлений, считает и. о. научного руководителя Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Михаил Черныш.
- Жители малых городов должны получать медицинские, образовательные и другие услуги такого же качества, что и в больших. Надо создавать условия, в которых учителям и врачам будет интересно и выгодно работать в таких местах. Развитие инфраструктуры, асфальтированные дороги, хорошее освещение - все это также очень важно.