Эксперты оценили скульптуру «Садовая лопатка», установленную у «ГЭС-2»

На Болотной набережной в Москве появился новый арт-объект — скульптура «Садовая лопатка» авторства Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген. Она представляет собой семиметровую копию бытового инструмента. Ранее на этом месте, перед фасадом Дома культуры «ГЭС-2», располагалась скандальная инсталляция «Большая глина №4», которую многие москвичи не оценили. Новая скульптура, по мнению экспертов, органично дополняет городской пейзаж и продолжает серию экспериментов с городской скульптурой. Кроме того, такой масштаб арт-объекта придаёт привычным вещам новое значение, уверены специалисты.

В начале октября на Болотной набережной в Москве, перед фасадом Дома культуры «ГЭС-2», установили скульптуру «Садовая лопатка» авторства Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген. Это увеличенная копия бытового инструмента высотой 7 м. Ранее на том же месте была скандальная скульптура «Большая глина №4». Этот объект находился на набережной с 2021 года и был демонтирован 5 августа 2025-го.

«Выйти за пределы музея»

Идею ротации арт-объектов перед «ГЭС-2» предложил архитектор Ренцо Пьяно, под чьим руководством здание было реконструировано и переоборудовано в Дом культуры. Как объясняет программный директор фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» Алиса Прудникова, по задумке Пьяно, выставочное пространство должно было не ограничиваться стенами бывшей электростанции, а распространиться на окружающую территорию. По её мнению, работа Олденбурга и ван Брюгген поддерживает эту идею.

«В своё время Клас Олденбург сказал, что главная цель искусства — выйти за пределы музея и вращаться вокруг форм, которые объединяют людей. В основе всего, что он создал, как он говорил, было желание прикасаться и быть тронутым. Объект «Садовая лопатка» приглашает к такому совместному поиску красоты в обыденном, размышлению одновременно о серьёзности и об ироничности искусства», — заявила эксперт.

Креативный продюсер, основатель экосистемы «САБСТАНЦИЯ», сооснователь биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Сабина Чагина в беседе с RT обратила внимание, что, когда предмет искусства находится вне музея, закономерно ожидать от зрителей бурной реакции.

«Паблик-арт — это искусство в общественном пространстве, и в большей степени оно создаётся для неподготовленного зрителя. Если мы идём в музей, мы знаем, что посетим ту или иную выставку, и готовимся к ней, то здесь эта случайная, спонтанная встреча и реакция на современное искусство — один из важных факторов», — пояснила Чагина.

Дом культуры «ГЭС-2» окружают здания и сооружения разных стилей и эпох. Среди них памятник конструктивизма, знаменитый Дом на набережной с кинотеатром «Ударник», который сейчас находится на реконструкции, фабрика «Красный Октябрь», построенная на рубеже XIX—XX веков, усадьбы прошлых столетий. Напротив, на другой стороне Москвы-реки, расположен храм Христа Спасителя.

По мнению искусствоведа Ксении Коробейниковой, работа Олденбурга органично дополнила городской пейзаж.

«Лопатка вписалась в среду — даже по цвету, хорошо контрастируя с синими трубами «ГЭС-2». Молодцы, что они не испугались после скандала с «Глиной» и продолжили эксперименты с актуальной скульптурой. Это важная миссия сегодня в России — образовывать и привлекать людей к современному искусству. Вкус формируется под воздействием визуального ряда», — подчеркнула искусствовед в беседе с RT.

«Культивация смыслов и идей»

Ксения Коробейникова также напомнила об истории скульптуры.

«Лопатка — это уже не столько современное искусство, сколько классическое. Её 20 лет назад показали в нью-йоркском «Метрополитене», а сам Клас (Олденбург. — RT) с середины прошлого века создаёт такие поп-артистские вещи в духе Марселя Дюшана, показывая, что искусство может рождаться из всего, что нас окружает», — отметила она.

В свою очередь, старший научный сотрудник ГИИ Минкультуры РФ, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина Алексей Петухов в беседе с RT также напомнил о преемственности поколений художников и сравнил «Садовую лопатку» с работами Дюшана.

«Реди-мейды он (Марсель Дюшан. — RT) выбирал в повседневном мире и наделял эстетическими качествами: в этом и состояла миссия художника. Среди первых работ Дюшана была и лопата — можно сказать, «прабабушка» скульптуры Олденбурга. Так что мне нынешняя (работа. — RT) напоминает об истоках современного искусства как такового. Ведь именно эту историю стремится показать нам весь проект «ГЭС-2» в целом», — говорит эксперт.

Супруги Олденбург и ван Брюгген создали «Садовую лопатку» в 2001 году. Арт-объект — образец фирменного стиля тандема, один из ряда бытовых предметов, который скульпторы представили с монументальным размахом. Также в числе их работ — увеличенные воланчики для бадминтона, игла и нить, прищепка, губная помада и многое другое.

Эксперты отмечают, что масштаб придаёт привычным вещам новое значение. Так, Сабина Чагина раскрыла, какие идеи заложены в «Садовой лопатке».

«Эта работа про созидательный труд, про культивацию человеком смыслов и идей в одном образе — причём через призму маленького, незначительного предмета, выросшего как на стероидах. Эта работа и про гармонию человека с природой и культурой, где человек сам возделывает среду вокруг себя», — рассказала продюсер.

«Контекст, не сам предмет»

В русскоязычном интернет-пространстве активно отреагировали на смену инсталляции у «ГЭС-2». Фотографии арт-объекта уже разошлись на мемы.

Искусствовед, историк искусства, бывший директор ГМИИ имени Пушкина Елизавета Лихачёва считает, что внимание к «Садовой лопатке» связано главным образом не с самой скульптурой, а с ситуацией вокруг публичного пространства, относящегося к «ГЭС-2».

«Она («Садовая лопатка». — RT) привлекла внимание потому, что это большая штука и всем интересно, что делает «ГЭС-2». Её очень сложно не заметить: она большая, цветная и очень красивая... Если серьёзно, мне кажется, что это излишне обсуждается: ну поставили какую-то штуку, постоит какое-то время — поставится другая. Лопатка симпатичная, смешная. (Зрителей волнует. — RT) контекст, не сам предмет», — поделилась мнением с RT Лихачёва.

Сабина Чагина также разъяснила, что на интерес публики влияет творческий метод авторов и принадлежность объекта к неклассическому искусству.

«Современное искусство не всем понятно, оно задаёт очень много вопросов — это и хорошо... Рефлексия зрителя, жителя города на тот или иной объект искусства, который появляется в общественном пространстве, — это как раз самое ценное, на мой взгляд», — заявила эксперт.

«Большая глина №4», которая стояла на Болотной набережной до «Садовой лопатки», после установки также спровоцировала широкую общественную дискуссию: памятник критиковали за неоднозначный внешний вид и идею. Тем не менее представители «ГЭС-2» отметили, что к завершению экспозиции скульптуры зрители реагировали на неё уже совсем иначе. Алиса Прудникова рассказала, что во время демонтажа «Большой глины» подписчики страниц Дома культуры в соцсетях отмечали, что будут скучать.

«Уже по первым отзывам мы слышим, что новая работа («Садовая лопатка». — RT) вызывает больше любопытства, чем отрицания. Мы видим в ней столь же продуктивный старт для любых дискуссий о том, что значит художественный жест сегодня и в чём роль современного искусства в повседневной жизни горожанина», — отметила Прудникова.

В организации пока не сообщают, сколько простоит «Садовая лопатка» на набережной, однако отмечают, что с размещения арт-объекта начинается новая программа паблик-арта, подразумевающая регулярное обновление экспозиции.

«Учитывая, что «ГЭС-2» продолжит менять скульптуры, надеюсь, со временем мы дойдём до более авангардных форм. Так, чтобы «Метрополитен» её показывал у себя после нас, а не наоборот», — заметила Коробейникова.

Что касается скульптуры «Большая глина №4» — теперь она находится у офиса ПАО «НОВАТЭК» на Ленинском проспекте в Москве.