Владимир Киселёв: система грантов стала «бронёй для чиновников» и инструментом давления на индустрию
Музыкальный продюсер Владимир Киселёв принял участие в вечернем шоу на одной из самых популярных российских радиостанций — «Русском радио» — и прямо высказался о недостатках в идеологии и культуре, причинах провала, а также назвал фамилии чиновников, которые распределяют государственные гранты и посредством этих грантов блокируют всех, кто указывает на недостатки в работе.
Гранты как инструмент цензуры
По словам Киселёва, государственная система грантов в нынешнем виде превращена в инструмент давления на журналистов и культурных деятелей:
«Я считаю себя в праве говорить вещи, тем более что я не занимаюсь критиканством, не преследую каких-то личных интересов в этом процессе. То есть я говорю то, что, на мой взгляд, поможет и журналистам, и индустрии. Потому что, чего греха таить, получается, все люди, которых вы назвали, подвержены одной и той же проблеме — грантополучениям.
То есть выходит, что я, как законопослушный человек, организатор и музыкант, плачу налоги, а на мои налоги производятся гранты, и этими грантами фактически журналистов держат в узде.
То есть от того, кому выделять больше или меньше, как, опять-таки, на Руси говорится, — своего человечка привечать. А это, прежде всего, делается для того, чтобы себя любимых освободить от критики».
Продюсер подчеркнул, что таким образом создаётся система, где критика в адрес ряда чиновников фактически блокируется:
«Главу Центробанка, нерадивых генералов, министров можно критиковать и добиваться какой-то истины, а когда дело касается наших небожителей из управления старых площадей, то происходит ситуация, что там господин Новиков, господин Журавский, Гореславский — вне критики. То есть я задаю вопрос: а в чем такая броня? Почему это происходит?»
«Я никогда не брал гранты — и не возьму»
Киселёв отдельно отметил, что принципиально отказывается от грантов и не собирается получать их в будущем.
«Я сразу в вашем эфире официально заявляю: я никогда не брал гранты, я не беру гранты и думаю, что никогда их не возьму. Поэтому упрекать меня в том, что я чего-то лишён, — бесполезно. Я об этом говорю, и тем более то, что я делаю, то, что делает наша команда, даёт нам право — это говорить.
…Мы же не уподобляемся этим грантопожирателям, а в этом — главная проблема между нами и теми, кто тратит государственные деньги.»
Когда государственные шоу раздражают больше, чем радуют
Продюсер также раскритиковал проведение масштабных культурных акций на фоне СВО, подчеркнув их оторванность от реальности.
«Поэтому и происходят эти безумные концерты на Саур-Могиле, в „Тавриде“ и то, что делали их предыдущие руководители. Возникает вопрос: а можно ли проводить такие концерты в такое время, когда идёт СВО? Когда деньги государевы, — вот и проходят эти мероприятия. Та же Саур-Могила: 200 человек на стульчиках сидят, огромное количество оборудования, телекамер, которые туда привезли. Но какая от этого польза бойцам? Только раздражение у людей, которые находятся в госпиталях и на линии соприкосновения».
«Народные артисты должны оправдывать звание»
В эфире Киселёв также напомнил о своём обращении на «Золотом граммофоне».
«Я на „Золотом граммофоне“ выразил благодарность Майданову, группе „Земляне“ и Ларисе Долиной за участие в наших программах, а также призвал народных артистов России — господина Крутого, Матвиенко, Михайлова. Я призвал их поучаствовать в наших мероприятиях, тем более что, если вы носите такое гордое звание, как народный артист… Денис Майданов не является народным артистом, но участвует во всех наших мероприятиях».
Независимость как вызов системе
Эфир на «Русском радио» показал, что в культурной сфере давно назрел откровенный разговор. Владимир Киселёв стал одним из немногих, кто публично назвал имена чиновников, управляющих грантами, и поставил вопрос о том, как именно государственные деньги расходуются на культурные проекты в условиях СВО.
Его позиция — полный отказ от грантов и независимость как принцип работы — звучит особенно контрастно на фоне системы, в которой участие в грантах стало нормой.