Сафронов о лопатке у ГЭС-2: наша публика привыкла к более классическим формам

На спуске к Водоотводному каналу у Дома культуры ГЭС-2 в Москве появилась новая скульптура в виде огромной садовой лопатки. Ее авторы - знаменитые скульпторы и классики поп-арта Клас Олденбург и Кошье ван Брюгген. Лопатка установлена на месте, где ранее был расположен другой арт-объект - «Большая глина №4» Урса Фишера. Прокомментировал ситуацию для «Звезды» заслуженный художник РФ, народный художник РФ, действительный член Российской Академии художеств Никас Сафронов.

Сафронов о лопатке у ГЭС-2: наша публика привыкла к более классическим формам
© ТК «Звезда»

Художник считает, что «Садовая лопатка» которая встала на место «Глины» имеет «философское значение, глубокое». Он вспомнил знаменитую картину «Черный квадрат» советского художника-авангардиста Казимира Малевича, который «олицетворяет пустоту и начало нового».

«Я думаю, что все это, наверное, хорошо, особенно для Запада, но наша публика привыкла к более классическим формам и более знаковым, понятным каждому, доходчивым объектам или арт-объектам... Прекрасно, когда Флоренция встала утром и увидела 5-метровую статую Давида Микеланджело. И Флоренция восхитилась», - объяснил Сафронов.

Он привел в качестве примера творчество современного российского скульптора, народного художника РФ Александра Рукавишникова. Выполненные им статуи, установленные в Москве: артиста Юрия Никулина на Цветном бульваре, писателя Михаила Шолохова - на Гоголевском бульваре, писателя Федора Достоевского - у здания Российской государственной библиотеки. А также памятник писателю Владимиру Набокову, выполненный Рукавишниковым, который установлен в городе Монтре, в Швейцарии. Сафронов подчеркнул, что такие вещи более «доступные для нас, и объяснимые, и понятные».

Художник упомянул и другие работы Олденбурга и ван Брюггена в жанре поп-арт. Среди них - гигантская бельевая прищепка, огромная английская булавка.

«Эта вещь - шокирующая, вызывающая удивление, споры. Нужна или не нужна глина, нужна ли лопата? (...) когда уже публика пресытилась всем и уже нечего им смотреть, кроме как на лопату, на прищепку, на булавку», - пояснил художник.

Сафронов вспомнил шокировавшие западную публику работы английского художника Дэмиана Херста, выставлявшего мертвую акулу в формалине и американца Джеффа Кунса, создающего металлические и стеклянные формы, которые выглядят как собачки, скрученные из воздушных шаров. Им он противопоставил статую «Родина-мать зовет!» советского скульптора Евгения Вучетича.

«Разве не прекрасна статуя в Волгограде, символ Победы? Какие-то другие объекты, которые вызывают уважение, восхищение, посвященные Великой Отечественной войне. Тем более - Юбилей! Можно было поставить какую-то скульптуру, связанную с 80-летием Победы над фашизмом. Или 80 лет атомной промышленности. Можно было что-то придумать - у нас достаточно много талантливых скульпторов», - сказал Сафронов.

Он подчеркнул, что российские скульпторы могли бы «добавить в интерьер города» какую-то интересную идею, которая могла бы «восхищать, вызывать интерес», напоминать о важных событиях отечественной истории.

«Я не против лопат и прочих булавок или прищепок, но наша публика считается все-таки более ортодоксальной, более спокойной и не готовой еще, наверное, к таким арт-объектам. Это мое личное мнение, хотя, наверное, любой скульптор имеет право на самовыражение. Надеюсь, следующая скульптура там будет связана с чем-то патриотическим или возвышенным», - резюмировал Народный художник России.

Ранее свое мнение о скульптуре у ДК ГЭС-2 в беседе со «Звездой» выразили председатель правления Союза художников России, скульптор Андрей Ковальчук и художник Константин Мирошник.