Директор Московского агентства реализации общественных проектов Сергей Луценко в программе «Выход в город» от 30 сентября 2025 года.

Мы всегда говорим, что имеем дело с уникальными людьми, которые, несмотря на бешеный ритм нашего города, на заботы и задачи, которые каждого из нас одолевают, находят время для того, чтобы заниматься интересными проектами, общественными инициативами для окружающих. А.СОЛОВЬЁВА: 13 часов 5 минут в Москве. У микрофона Анна Соловьёва. Здравствуйте. Это «Выход в город» на радиостанции «Говорит Москва». Напомним, что этот выпуск подготовлен совместно с программой мэра Москвы «Мой район», цель которой — сделать комфортной и благоустроенной жизнь во всех районах нашего города. Сегодня мы будем говорить о программе «Лица района», которая объединяет инициативы горожан и помогает с их воплощением. У нас в гостях Сергей Луценко — директор Московского агентства реализации общественных проектов. Здравствуйте, Сергей. С.ЛУЦЕНКО: Добрый день. А.СОЛОВЬЁВА: Я напомню наши координаты: СМС-портал +7 (925) 88-88-948, Telegram для сообщений govoritmskbot. И наш Telegram-канал со всеми последними новостями radiogovoritmsk. Сергей, сегодня уже 30 сентября, быстро летит время, и это последний день приёма заявок на текущий конкурсный сезон «Лица района». Проходит он уже шестой год подряд. Расскажите нам, пожалуйста, что это за конкурс и какие у него задачи? С.ЛУЦЕНКО: Если говорить про конкурс от его истоков, то можно сказать, что до 2020 года агентство общественных проектов работало активно с отраслевыми специалистами города Москвы и рассматривало их инициативы, общественные в том числе. Как раз мы проводили в 2019 году саммит лидеров отраслевой молодёжи и там прозвучала идея о том, что уже очень много у них есть проектов, которые касаются отраслевых моментов, а было бы интересно расширить количество участников нашего взаимодействия, сделать так, чтобы туда приходили ещё представители бизнеса, представители общественных организаций. И появилась такая идея, что было бы неплохо сделать большую единую коммуникационную площадку для активных жителей города для того, чтобы налаживать между ними сотрудничество и иметь возможность поддерживать те или иные инициативы. В 2020 году мы запустили конкурс «Лица района». Фактически это конкурс активных жителей, которым есть что рассказать общественности о том, как они реализуют свои проекты, инициативы, успешные практики на местах, то есть для своих соседей, для своих детей, на своих рабочих местах. С этой точки зрения мы ставили минимальные барьеры, то есть если у человека есть что-то интересное, что он делает в своей повседневной деятельности и это направлено на москвичей, это направлено на то, чтобы сделать жизнь окружающих комфортной, интересной, то милости просим на конкурс «Лица района». А.СОЛОВЬЁВА: Я бы хотела уточнить, этот конкурс изначально задумывался как онлайн-конкурс. Вы упоминаете 2020 год, это как раз пандемия грянула. С.ЛУЦЕНКО: Всё правильно. На самом деле этот конкурс запускался как раз весной 2020 года. Мы не знали, насколько он получит какой-то отклик, потому что на тот момент действительно коронавирус, пандемия, множество ограничений и предполагалось, что наверно людям будет не до конкурсов в этот момент, а оказалось совсем наоборот. Мы сделали платформу лицарайона.москва, туда можно зайти и заявить себя на конкурс. Видимо, в тех ограничениях, которые в тот момент существовали, это онлайн взаимодействие оказалось очень эффективным, потому что буквально за два месяца у нас было больше 500 заявок. Мы поняли, что состав самый разный, от домохозяек до специалистов, от бизнеса до общественных организаций, студенты заявлялись. Достаточно много разных людей заявилось. Подача заявки до сих пор является онлайн. Но все остальные конкурсные этапы — это конкурсная комиссия, деловая программа, показательные мероприятия, которые проводят участники — проходят в офлайне, потому что нам очень важно видеть живых людей, их глаза, слышать, как они презентуют. И сама концепция конкурса — это конкурс для сотрудничества, взаимообогащения, которое возможно в первую очередь благодаря живому человеческому общению. А.СОЛОВЬЁВА: Что отличает конкретно конкурс этого года от всех остальных? С.ЛУЦЕНКО: Есть несколько изменений с точки зрения положений: мы увеличили возраст до 45 лет, т.е. участники могут подавать заявки в возрасте до 45 лет. А.СОЛОВЬЁВА: А раньше? С.ЛУЦЕНКО: 40. Если честно, возраст постепенно увеличивается. И молодёжь стала более возрастной; сейчас рассматривается вариант, насколько я слышал, до 45 лет, есть такие идеи. Сейчас 35 по федеральному закону, но возможно и до 45 поднимут. Для нас пока возраст 45 лет. Хотя, наверное, в следующем году (я об этом скажу дальше) мы будем ещё увеличивать возраст. Второй момент: у нас по положению до этого года нельзя было победителям прошлых лет заявляться на конкурс. Дай дорогу следующим участникам, чтобы им было тоже интересно участвовать в конкурсе и были шансы на победу. Но так как уже больше ста человек стали победителями конкурса за пять лет, то мы подумали, что, наверное, в этом году было бы здорово дать возможность с новыми проектами. А.СОЛОВЬЁВА: Второй шанс людям дать. С.ЛУЦЕНКО: Да. Они с нами не расстаются, мы с удовольствием продолжаем общаться, взаимодействовать. Они говорят: дайте нам ещё возможность ощутить будоражиние, когда ты понимаешь, что тебя слышат, у тебя есть новые инициативы, ты в конкретной среде иногда да находишься. Мы сделали в этом году номинацию «Хранители традиций», на которую уже подалось около 50 человек, то есть повторно люди хотят победить. А.СОЛОВЬЁВА: Сколько вообще заявок в этом году подали и сколько за всё время существования? С.ЛУЦЕНКО: Я смотрел сегодня на сайте — около 730 заявок на текущий момент. Могу сказать радиослушателям, что если у вас есть интересная инициатива, проект, то сегодня до полуночи ещё принимаются заявки. Можно ещё успеть податься на конкурс. Если посчитать суммарно с 2020-го по текущий момент, то это 4800-5000. А.СОЛОВЬЁВА: Можно говорить о том, что с каждым годом количество заявок увеличивается? С.ЛУЦЕНКО: Можно говорить о том, что у нас, как правило, в первых годах иногда бывали всплески, иногда была просадка по количеству участников. Но в среднем около 800 человек ежегодно подаются на наш конкурс. То, что в этом году действительно больше информационное освещение, я думаю, 750, около этой цифры будет в этом году. А.СОЛОВЬЁВА: Кто типичный участник конкурса? Психотип за эти шесть лет уже можно понять? С.ЛУЦЕНКО: Мы всегда говорим, что имеем дело с уникальными людьми, которые, несмотря на бешеный ритм нашего города, на заботы и задачи, которые каждого из нас одолевают, находят время для того, чтобы заниматься интересными проектами, общественными инициативами для окружающих. И поэтому с этой точки зрения у нас все участники уникальны. Мы на этом стоим. Но если говорить о том, какие есть общие потребности у них, то можно сказать, что, во-первых, современному человеку очень важно быть услышанным, ему важно, чтобы те вещи, которые он делает, в целом общество признавало — то, что ты делаешь, действительно важно и хорошо. Ощущение признания — это важная потребность участников конкурса. Второй момент, им очень важно делиться успешными кейсами и наработками. Такое, что я один делаю и больше не хочу, чтобы кто-то делал, на самом деле редко когда встречается среди конкурсантов в целом. Они готовы делиться. Они хотят, чтобы те наработки, которые они реализовали у себя в районе, могли плавно перетекать в другие районы, чтобы находились участники, которые могут коллаборации реализовывать в других районах. Следующая важная потребность — это получить экспертную оценку, куда двигать свой проект, свою инициативу дальше. Потому что иногда человек упирается в ограничения, а что дальше делать; вот я провожу такие-то вещи у себя в районе, а дальше как. Тут очень важна определённая экспертная поддержка, которую мы на конкурсной комиссии, когда приглашаем экспертов, приглашаем участников, они очно рассказывают о своих проектах и получают экспертную поддержку. И, наверное, это люди, которые сохраняют стремление развиваться, стремление овладевать новыми знаниями и компетенциями. Мы в рамках конкурса проводим насыщенную деловую программу, задача которой прокачать компетенцию участников, то есть компетенция быть организатором своего мероприятия. Мы даём навыки, как создать интересный сценарий, как выступить ведущим мероприятия, каким образом создать определённую событийность мероприятия. У нас есть треки по теме SMM, т.е. как интересно в соцсетях рассказать о своём проекте, какой контент снять с мероприятия, для того чтобы дальше он получил распространение в информационной среде. Каким образом уметь публично выступать о своём проекте, это в рамках трека ораторство; как интересно рассказывать, как вовлекать других людей в свою деятельность. В том числе мы проводим встречи с интересными известными людьми для того, чтобы было ощущение и было определённое понимание, что если человек успешно занимается своим делом, неважно на каком уровне, он получает как признание, так и возможность дальнейшего роста по самым разным трекам и направлениям. Такой совокупный портрет — это инициативный человек среднего возраста, около 30 лет. А.СОЛОВЬЁВА: Молодые. С.ЛУЦЕНКО: Молодые, но уже имеющие, что важно, определённый опыт, то есть их проект зиждется на определённом профессионализме. Это не конкурс начальных проектов, это в первую очередь возможность показать, что я профессионально умею делать, что у меня получается и какие вещи реализуются. Это активные люди, которые стремятся преобразовать город вокруг себя и помощь москвичам более насыщенно проживать свою жизнь в районах. А.СОЛОВЬЁВА: Сергей, вы упомянули треки SMM, как публично выступать, лично меня это заинтересовало. Я так понимаю, к ним можно подключаться. С.ЛУЦЕНКО: Если ты участник конкурса. А.СОЛОВЬЁВА: Это только для участников конкурса. С.ЛУЦЕНКО: Кроме ораторства. Для ораторства мы сделали исключение. А.СОЛОВЬЁВА: То есть любой может подключиться. С.ЛУЦЕНКО: Да. Сейчас у нас проходит трек ораторство, у нас идут лекционные части, потом тренинги, после этого будут отборочные туры. Поэтому вполне можно заявиться. У нас есть канал в Telegram агентства общественный проектов, там идут анонсы о мероприятиях. Вполне можно посмотреть и записаться. У нас есть Telegram-канал конкурса «Лица района», где конкретно для участников конкурса идёт линейка мероприятий. А.СОЛОВЬЁВА: Очень интересно. Какие темы самые популярные для участников конкурса? С.ЛУЦЕНКО: Культура и искусство, социальная работа, благотворительность и в последнее время много по патриотизму. А.СОЛОВЬЁВА: А как это выглядит? С.ЛУЦЕНКО: Если говорить про культуру и искусство, то очень много проектов, направленных на развитие каких-то культурных потребностей у человека. Не важно, это популяризация библиотек, это популяризация художества, т.е. объединение вокруг людей, которые занимаются рисованием. Есть участница Гаврилова, у неё проект «Путь художника», она ищет вокруг себя людей, которые тоже заинтересованы в том, чтобы становиться художниками, она их объединяет. Помощь друг другу в выставках, обсуждение последних трендов в сфере искусства — это вещи, которые их волнуют, и они вокруг этого объединяются, встречаются, проводят совместные мероприятия. Если говорить про социальную работу, то здесь очень часто это личные проекты, когда человек в жизни сталкивается с определёнными сложностями, связанными с воспитанием детей, с помощью бездомным животным, с возможностью помогать пожилым людям. И часто это именно через личные истории. Человек что-то делает и у него появляется стремление свою инициативу дальше делать на постоянной основе. Очень много встреч, когда, например, многодетные мамы в районе собираются и обсуждают, какие у них есть заботы, кто какую находит механику по решению этих забот, как справиться с эмоциональным выгоранием. Очень часто это именно то, что люди через себя пропустили, через свою жизнь, и потом это превращается в практику, которая перерастает в проект. А.СОЛОВЬЁВА: На каких площадках конкурсы проходят? С.ЛУЦЕНКО: Как правило, есть два типа площадок. Первый тип площадок — это на Марксистской «ПРОстранство Лица». Это публичная площадка, где мы проводим очные мероприятия. А.СОЛОВЬЁВА: Это флагманская. С.ЛУЦЕНКО: Да. Там проходят мастер-классы, лекции, конкурсные комиссии, выступления лидеров общественного мнения. Именно образовательная площадка в рамках делового блока в первую очередь. С другой стороны, нам очень важно посмотреть, чтобы те проекты и инициативы, которые человек заявляет, чтобы можно было их увидеть очно. С этой точки зрения у нас в рамках конкурсного отбора есть такой элемент, называется «Проведи показательное мероприятие». Мы такие показательные мероприятия проводим на фестивальных площадках. Недавно закончился большой фестиваль «Лето в Москве». В рамках этой большой программы проводились фестивали «Лица». Каждому конкурсанту мы давали возможность: ты рассказал о своём проекте, о том, что ты делаешь; для людей, которые будут в парке в этот конкретный день, проведи в рамках своего проекта определённую показательную активность. Неважно, ты популяризируешь экологию или ты учишь, как правильно соблюдать водный баланс для того, чтобы не ухудшалось зрение у ребёнка. Это такое специфическое, из того, что я помню. Или проведи мастер-класс, как правильно собирать оригами. Если человек занимается популяризацией донорства, то проведи для детей и взрослых интерактив, который расскажет, куда идёт эта кровь, почему важно это делать, т.е. такую просветительскую деятельность. Кроме фестивальных площадок, мы ещё говорим участникам, что если у вас есть возможность провести свои проекты на районных площадках, в районных центрах, домах культуры, библиотеках, то это тоже будет возможность о себе заявить. Очень много площадок, которые были реконструированы, которые были созданы в рамках программы «Мой район», на них проводят участники мероприятия в своих районах. Мы туда тоже приезжаем, смотрим, это тоже элемент конкурсного отбора. Для нас очень важно, чтобы слово не расходилось с делом, что человек заявил, он мог это подтвердить, в том числе своим мероприятием. А.СОЛОВЬЁВА: Вы сейчас упомянули общественные пространства, которых благодаря программе «Мой район» всё больше стало с каждым годом. В каких общественных пространствах это происходит? С.ЛУЦЕНКО: Во-первых, есть очень много парковых общественных пространств, есть множество районных парков. На самом деле, если посмотреть, сколько в Москве районных парков, их существенно больше, чем знаковых, как Парк Горького, т.е. больших общегородских. Есть очень много локаций внутри района. А.СОЛОВЬЁВА: Извините, я вас перебью. Есть такие парки, о которых ты узнаёшь из новостей. С.ЛУЦЕНКО: А для того чтобы была новость, нужно чтобы там происходило определённое событие. Когда это событие происходит, то можно осветить, в том числе о том, что интересного происходит конкретно в этой локации. Так как Москва неисчерпаемый город, с этой точки зрения — это возможность горожанам ездить в разные округа и смотреть, что интересного сделано в том или ином округе. Второе направление — очень много библиотек в городе, они тоже предлагают свои возможности на базе библиотек. Там есть коворкинг, залы, которые сдаются для того, чтобы люди могли свои проекты в них реализовать. Я помню, был такой проект «Коробка храбрости». Суть была такая, что изначально детям, которые готовятся к операциям, им нужен какой-то физический объект, какой-то подарок, который бы их воодушевил, что всё пройдёт хорошо, всё будет замечательно. В некоторых библиотеках одна из участниц размещала «Коробки храбрости», куда можно было опустить подарки для детей, которые ждут сложных операций, что ты не один и всё пройдёт хорошо. Некоторые проекты, которые носят характер культурных кружков, проводятся в домах культуры; некоторые мероприятия в ОКЦ проводятся. На самом деле, если посмотреть, сколько в районах Москвы есть хороших, интересных площадок для самореализации граждан, для того чтобы они могли делиться своими полезностями для окружающих, это очень много. А.СОЛОВЬЁВА: Сергей, расскажите, пожалуйста, о победителях прошлых лет какие-нибудь интересные истории, которые остались в памяти. С.ЛУЦЕНКО: Допустим, Мимикин Сергей. Это человек, который пришёл с простой идеей: когда в районе потерялась собака, и для того чтобы её найти, нужно иметь возможность максимально быстро проинформировать окружающих. Как правило, на собак обращают в первую очередь внимание те люди, которые гуляют с собаками. Он говорит: давайте найду в районе собачников; давайте сделаем общий чат, и если что-то происходит, мы будем оперативно друг другу перекидывать и друг другу помогать. На текущий момент, насколько я знаю, там чуть ли не все районы Москвы к этому присоединились. Кроме поиска собак, там проводятся образовательные мероприятия, связанные с собаками, как правильно за ними смотреть, как ухаживать, как правильно дрессировать. Интересный проект в прошлом году был. Участница пришла на конкурс с идеей — жёны бойцов СВО. Нужно помогать друг другу для того, чтобы знали, что всё будет хорошо, и нужно проводить различные мастер-классы для жён участников СВО. Одна из участниц заявила этот проект, стала призёром, не победителем. В конечном итоге Тихонова Ольга вышла с инициативой провести большой фестиваль «Папа, я жду тебя дома!». Этот проект получил поддержку президента, мэра и департаментов Москвы. В конечном итоге получилось большое, важное межрегиональное мероприятие, которое объединило детей, их рисунки, песни, стихи. А.СОЛОВЬЁВА: Сейчас будут новости. Мы во второй части программы продолжим эту тему. Я напомню, что у нас в гостях Сергей Луценко — директор Московского агентства реализации общественных проектов. НОВОСТИ А.СОЛОВЬЁВА: 13 часов 36 минут в Москве. Сергей, скажите, пожалуйста, зачем людям вообще принимать участие в этом конкурсе? Какая мотивация должна быть, чтобы принять участие в конкурсе? С.ЛУЦЕНКО: Как я уже говорил ранее, можно выделять самые разные мотивации. Мы в целом говорим о том, что если человеку хочется общественного признания, понимания того, что действительно твой проект, твою инициативу, лично тебя, как активного человека, выслушают, дадут рекомендации по развитию, познакомят с такими же активными, неравнодушными людьми в своих районах города — пожалуйста, приходи к нам в конкурс. На самом деле очень часто люди, когда приходят, они ищут каких-то ресурсов и говорят: у нас есть проект, дайте нам то-то для того, чтобы мы могли дальше реализовать. А мы говорим, что мы гранты не выдаём, мы не можем профинансировать твой проект, но мы можем скоммуницировать тебя с людьми или организациями, которые могут помочь тебе реализовывать проект. С этой точки зрения, такая коммуникация, такое взаимодействие идёт по самым разным направлениям. Первый уровень — это, конечно же, найти активных людей в твоём же районе, которые занимаются или похожими вещами, или смежными. Районный нетворкинг — это возможность почувствовать себя частью сообщества активных районных лидеров. С другой стороны, иногда нужны выходы на соответствующие департаменты Москвы, учреждения, будь то школы, библиотеки, культурные центры. Мы говорим: хорошо, с удовольствием тебя познакомим. Мы проводим встречи презентационные, в том числе по этому направлению. Иногда люди говорят: нам нужна определённая представительная поддержка, т.е. нам нужны представители города, депутаты Мосгордумы, которые могут поддержать мой проект, потому что его реализация важна для технологий. У нас проходят встречи с депутатами Мосгордумы. В этом году было около восьми таких встреч, когда участники рассказывали о своих проектах и заручались той или иной поддержкой, которая позволяет выйти на площадки, например, парк «Яуза» или в Московском зоопарке можно что-то провести. Условно говоря, иногда человеку нужно получить возможность дальше реализовывать проект, выходя за рамки своего района. Мы всегда говорим: если ты подаёшь заявку в конкурс «Лица района», ты всё равно будешь победителем, нормальным, не формальным. Но с точки зрения того, что ты приобретёшь определённые навыки, знания, компетенции, как реализовать свой проект, с точки зрения того, что ты сможешь найти интересных людей в городе, которым ты можешь рассказать о нём, и с точки зрения того, что мы поможем тебе в том числе информационно, съёмкой видеороликов, посты в соцсетях, рекомендовать к участию на различных… У нас были показы по НТВ, когда мы рекомендовали тех или иных участников, чтобы о них сюжеты снять; на радиостанциях, в газетах, на «Вечерней Москве» у нас такое тоже есть. Мы даём тебе определённое в том числе информационное освещение. У каждого человека свой запрос на то, что ему нужно, признание, ресурсы, команда, но каждый может найти что-то своё в рамках нашего конкурса. А.СОЛОВЬЁВА: Что такое сообщество «Лица» и чем занимаются его участки? С.ЛУЦЕНКО: Сообщество «Лица» — это попытка и предложение конкурсантам продолжить наше взаимодействие не только в рамках конкурса, но и в дальнейшем. Как правило, в конце года, в ноябре-декабре, мы подводим итоги конкурса. Мы говорим всегда на подведении итогов следующее: уважаемые конкурсанты, очень здорово, что вы были в этом году с нами, и надеюсь, что вы в том числе получили определённую отдачу. Но если у вас есть стремление и желание продолжить сотрудничество с агентством в дальнейшем, то мы будем с удовольствием с вами работать. У нас есть общие программы образовательного плана, командообразующего, помощь в реализации ваших проектов. Мы с удовольствием продолжим с вами взаимодействие. На текущий момент около 700 человек осталось, которые с нами на протяжении шести лет. Некоторые лица, которые уже не конкурсанты, но мы их привлекаем в качестве экспертов, когда нужно посмотреть проекты начинающих. Иногда бывают у студентов проекты, участники и тем более победители могут дать экспертную оценку. На нетворкингах мы привлекаем представителей сообщества, на различных фестивальных городских площадках. На самом деле запрос на активных людей в нашем большом городе есть. Агентство общественных проектов — это одна из площадок, на которой человек может о себе заявить, а мы можем человека рекомендовать в различные интересные городские проекты и мероприятия. А.СОЛОВЬЁВА: Летом в разных районах города прошли семейный фестивали «Лица». Что это за формат? Ради чего в них нужно участвовать или прийти посмотреть. Я так понимаю, что прийти посмотреть может кто угодно. С.ЛУЦЕНКО: Да. В городе реализуется большой проект «Лето в Москве» — большая фестивальная программа, в которую включено множество организаторов. Это проект мэра. И мы в том числе выступаем в роли одного из элементов. Мы предложили формат — семейный фестиваль «Лица района», который имеет определённые характеристики. На 80% программа такого фестиваля состоит непосредственно из самих участников, т.е. активистов, с которыми мы работаем и которые являются участниками прошлых лет или текущего года. И мы даём возможность провести что-то интересное, полезное для жителей. Как правило, форматы спортивные, могут быть забеги, тренировки, на ловкость, «Весёлые старты» — один формат. Второй формат — это на познавательность, когда нужно отвечать на вопросы, связанные с экологией, с историей Москвы, потому что часто мы делаем фестивали тематические. Есть форматы развивающие — лепка, разукрашивание, рисование, танцы. Особенностью этого года стал тот факт, что очень много было выступлений на сценах, которые проводили наши участники. Если задача проекта — это умение интересно выступать на публике, то чтение стихов. Если задача проекта приобщать людей к музыкальным произведениям, там выступление музыкальных или танцевальных коллективов. Фестиваль является площадкой, где мы обеспечиваем определённую инфраструктур — шатры, столы, что-то ещё, а участники могут проявить себя в роли организаторов мероприятий, в роли волонтёров, в роли артистов. Это такая большая программа по вовлечению активных граждан в публичную городскую, парковую жизнь. А.СОЛОВЬЁВА: Вы сейчас упомянули волонтёрство. Расскажите, пожалуйста, о своих волонтёрских проектах. С.ЛУЦЕНКО: Как правило, агентство не ведёт какие-то волонтёрские проекты в чистом виде, именно как проект. Другое дело, что мы помогаем нашим участникам. Если для их проектов нужны волонтёры, мы помогаем им выступать на городских площадках, где они могут рассказать о своей деятельности и привлечь к себе интересных, замотивированных волонтёров. Волонтёры, в первую очередь, это молодые люди. Мы когда участвуем в студенческих мероприятиях, каких-то форумах или выставках, особенно по теме карьеры, то мы ставим свои локации и на эти локации в первую очередь приглашаем своих участников, чтобы они рассказывали о своих проектах и мотивировали, заинтересовывали проектами студентов принимать участие в качестве волонтёров. Особенно, что касается защиты животных, благотворительности, это нормально, «выхлоп есть», они находят себе, и мы рады. Но с точки зрения в классическом виде волонтёрство, для нас это не профильное направление. А.СОЛОВЬЁВА: Я знаю, что в Таганском районе Москвы есть женский клуб. Расскажите, пожалуйста, что это за женский клуб такой. С.ЛУЦЕНКО: У нас есть участница 2020 года Надежда Сальникова. Она пришла на конкурс с проектом «Таганский женский клуб». Насколько я знаю, этот клуб в рамках «Таганского детского фонда», она с ним сотрудничает. Это клуб, который объединяет женщин, девушек Таганского района, когда они могут своей женской компанией собраться, без мужчин, и пройти мастер-классы, общение с психологом, просто чаепитие и обсуждение текущих дел. Это площадка для встречи — женский клуб. Что интересно, наши участники не стоят на месте и всё время находят новые направления, куда девать свою энергию. Надежда один из новых проектов реализует — это всё, что связано с плетением сетей, окопные свечи и другие важные вещи, когда вовлекает в патриотические направления жителей Таганского района. А.СОЛОВЬЁВА: Есть какая-то статистика, жители каких районов самые активные? От района как-то зависит активность людей? С.ЛУЦЕНКО: Во-первых, что округа Москвы, что районы Москвы очень неравномерны с точки зрения количества жителей и с точки зрения площадей. Можно сказать, что очень много участников из Центрального округа и из Восточного округа, Юго-Восточный округ тоже. Если брать статистику за все годы, то наверно нет такого района Москвы, откуда у нас не было бы участника конкурса. Мы когда проводим наши фестивали, то стараемся максимально равномерно по всем округам проводить фестивальные площадки, чтобы вариативно максимальному числу жителей рассказать о деятельности конкурса «Лица района», сообщества «Лица» и показать, насколько разнообразна Москва и насколько разнообразны люди, живущие в ней. А.СОЛОВЬЁВА: Кстати, удивительная статистика. Потому что Восточный округ, насколько я знаю, один из самых населённых, а как раз Центральный малонаселённый, потому что здесь много учреждений. С.ЛУЦЕНКО: Тем не менее, это статистика. А.СОЛОВЬЁВА: Сергей, как вы взаимодействуете с краудсорсинговой платформой «Город идей»? С.ЛУЦЕНКО: Это такой интересный кейс этого года. Конкурсу в прошлом году было пять лет, и мы задумались о том, что было бы неплохо попытаться по-новому взглянуть на конкурс. У нас появилась возможность посотрудничать с этой платформой. Мы в апреле этого года вынесли конкурс «Лица района» на обсуждение москвичей, задавая им несколько вопросов. Первый — на каких площадках было бы эффективно реализовывать конкурс с точки зрения участия в нём активных жителей. С другой стороны, какие ещё направления интересные, что бы вы поправили в рамках конкурса. Было подано около 1600 идей и предложений и около 12000 комментариев. Идеи были развёрнутые, а комментарии — это конкретные слова (около 12000 тысяч). Для нас было достаточно интересно то, что буквально за неделю столько москвичей откликнулось. Из этого большого массива мы провели вместе с платформой структурирование, вместе с экспертами, которым искренне благодарен за то время, которое они потратили. Было отобрано 50 ключевых идей. Многие идеи повторялись. Но с точки зрения их дальнейшего структурирования и собирания и с точки зрения реалистичности мы отобрали 50 идей. Пять из них в этом году уже реализовали. Это в первую очередь идеи, на каких площадках можно проводить в городе в рамках фестивалей публичные активности. Мы услышали и там же провели. В следующем году, так как часть идей носит характер концептуальный, в том числе связанный со снятием возраста участия, что есть активные жители самого разного возраста, почему вы только до 45 лет. Мы сказали: хорошо, в следующем году мы уберём этот показатель. А.СОЛОВЬЁВА: Такой эйджизм. С.ЛУЦЕНКО: Да, мы готовы это поправить. Были идеи о том, что вы можете предложить каким-то объединениям. Есть отдельные люди, которые что-то представляют, а есть объединения; есть ли у вас идеи в этом направлении? Мы сказали: в следующем году мы посмотрим, какие могут быть возможности взаимодействия с объединением. В городе существует огромное количество платформа — «Активный гражданин», «Город идей», «Город заданий» — крупные платформы. И было бы неплохо с ними сконнектиться, что называется. Мы в этом направлении тоже работаем. Для нас это действительно признание того, что конкурс живёт, трансформируется, адаптируется к новым запросам. То, что начиналось в ковид, когда люди до конца не знали, как будет дальше развиваться, но уже не так вспоминают про ковид, а очень много технологий было выработано тогда, которые до сих пор с точки зрения проекта реализуются. А.СОЛОВЬЁВА: А теперь такое ощущение, что это было всегда. С.ЛУЦЕНКО: Да. Я до сих пор не могу забыть большую дискуссию. Мы когда подводили итоги первого года, у нас была одна из деловых сессий, связанных с культурой и искусством. У нас было очень много участников, которые имеют профессиональное отношение к культуре и искусству, т.е. театральные деятели, различные дома культуры. Они говорили, что с учётом ограничений, которые накладывались объективно, как дальше взаимодействовать со своими участниками. Это была действительно очень содержательная беседа, в которой звучало очень много новых подходов, которые люди выработали и которые оказались достаточно эффективные. Они до сих пор эти вещи продолжают реализовывать. А.СОЛОВЬЁВА: Сергей, как программа «Лица района» помогает реализации другой программы — «Мой район»? С.ЛУЦЕНКО: Я это вижу в двух направлениях. Задача программы «Мой район», насколько я понимаю, чтобы качество жизни во всех районах Москвы было на высоком уровне, и неважно где человек живёт, мог пользоваться полным набором всех городских сервисов, и город вокруг был комфортным, интересным для проживания. С этой точки зрения, когда мы собираем предложения, когда мы собираем идеи, проекты с разных районов Москвы, а потом даём возможность людям друг другу их презентовывать, т.е. мы обеспечиваем определённое перетекание знаний. Мы обеспечиваем опредёленное тиражирование успешных практик, которые есть, допустим, в Таганском районе, но нет в каком-то другом районе. С этой точки зрения, это переток идей, мыслей, определённой коллаборации, которая происходит, когда участники выходят на сопредельные районы в своих проектах. Это один из эффектов, про который можно сказать по поводу «Моего района». С другой стороны, как уже говорилось, «Мой район» — это программа, которая создаёт большое количество общественных пространств, как под открытым небом, так и под крышей: парки, библиотеки, дома культуры, районные центры. Для того чтобы на них было максимально живо, для того чтобы там было максимально интересно для всех возрастов, для всех жителей, со всеми их интересами. Когда мы слышим о каких-то проектах, мы потом с районами участников стыкуем и говорим: в вашем районе или округе есть такой талантливый человек, можете привлекать его и предлагать ему возможности, чтобы проводилось на ваших площадках что-либо. С этой точки зрения мы наполняем жизнью эти площадки. А.СОЛОВЬЁВА: Поскольку у нас немного остаётся времени до конца эфира, не могу не спросить, как дальше будет развиваться программа, какие идеи? С.ЛУЦЕНКО: Во-первых, часть идей нам уже порекомендовали москвичи. С этой точки зрения мы снимем ограничение по возрасту участия. А.СОЛОВЬЁВА: Вообще не будет. С.ЛУЦЕНКО: Да. Потому что, если ты поставишь 50 лет, тебе скажут, почему в 51 нельзя, поэтому мы снимем этот показатель. Во-вторых, мы создадим две новых номинации — для районных некоммерческих организаций и для объединений работников каких-либо отраслей. Мы сейчас, как правило, больше работаем с молодёжными советами отраслевыми, но думаем о том, что есть ещё много других интересных профессиональных сообществ, с которыми тоже было бы интересно посотрудничать. То есть две новых номинации мы создадим. В этом году у нас ТАСС стал информационным партнёром, на НТВ было несколько показов. На портале мэра mos и сам мэр написал о конкурсе. То есть мы продолжим информационно развивать конкурс с точки зрения того, чтобы показывать как интересных людей, так и систему взаимодействия с ними в целом. Это ключевые направления. При этом конкурс — гибкая структура, в которой есть треки, элементы и содержание могут меняться. Важный момент: наверное, мы продолжим активно выходить на городские площадки с точки зрения того, чтобы люди лично рассказывали о своём проекте, находили интересных партнёров, находили жителей, которые готовы приходить на их мероприятия. А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо, Сергей, было очень интересно. Желаю вам удачи всяческой в реализации всех ваших проектов и желаний. Я напомню, что сегодня мы говорили о программе «Лица района», которая объединяет инициативы горожан и помогает с их воплощением. У нас в гостях был Сергей Луценко — директор Московского агентства реализации общественных проектов. Спасибо. С.ЛУЦЕНКО: Спасибо вам.