«Электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности прочно вошли в городскую среду, став массовым явлением. Как практикующий юрист, я хотел бы отметить, что этот транспорт, сочетающий в себе экологичность, компактность и доступность, действительно является перспективным направлением, однако его стремительное распространение опередило развитие необходимой нормативной базы и инфраструктуры. Вместо того чтобы заниматься тотальными запретами, как это произошло в Благовещенске, Елабуге и Набережных Челнах, властям всех уровней следует сосредоточиться на интеллектуальном регулировании и создании безопасных условий для всех участников движения. Запретительные меры не решают системных проблем, а лишь создают почву для новых конфликтов и недовольства. Ключевой проблемой является катастрофическая нехватка специализированной инфраструктуры. Даже в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, велодорожки и специальные полосы для СИМ носят фрагментарный характер, что вынуждает людей перемещаться по тротуарам, создавая дискомфорт и опасность для пешеходов, или по проезжей части, рискуя собственной жизнью в условиях далеко не всегда высокой культуры вождения. Отсутствие единых и четких правил игры усугубляет ситуацию. Вопросы, касающиеся допустимой мощности транспортных средств, возрастных ограничений и ответственности за нарушения, до сих пор остаются зонами правовой неопределенности. Культура безопасного вождения является еще одним краеугольным камнем данной проблемы. Многие пользователи, особенно арендующих самокаты, садятся за руль такого транспорта впервые, не обладая необходимыми навыками и не отдавая себе отчета в ответственности. Агрегаторы, в свою очередь, заинтересованы в максимизации прибыли и не всегда уделяют достаточное внимание инструментам контроля и обучения. Важно понимать, что арендные и частные самокаты – это два разных сегмента с различными вызовами. Тяжелые и не всегда удобные прокатные самокаты, которые часто бросают где попало, создают основные проблемы в центрах крупных городов. В то же время частные устройства, которые их владельцы используют как полноценную альтернативу автомобилю или мотоциклу, демонстрируют весь потенциал этого комфортного и эффективного транспорта для ежедневных поездок на работу или по делам. Личный опыт эксплуатации такого самоката лишь подтверждает это. Учитывая, что в России эксплуатируются сотни тысяч арендных и, вероятно, миллионы личных СИМ, властям пора прекратить медлить и перейти от реактивных запретов к проактивной работе. Необходим открытый диалог между регуляторами, кикшеринговыми компаниями и представителями общественности для совместной разработки комплексных решений. Это включает в себя развитие дорожной инфраструктуры, просветительскую работу по формированию культуры вождения и взвешенное нормативное регулирование, которое будет не ограничивать, а направлять развитие этого перспективного вида городского транспорта». Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия