Работы литейщика с Урала стали важной частью кыргызской культуры

Иван Дубровин из Екатеринбурга и целый ряд созданных в его литейном доме скульптур, памятников и монументов, украшающих ныне Кыргызстан, уже давно и безоговорочно стали особой частью культуры республики. А для центральноазиатского представительства "Российской газеты" уральский мастер и творец - добрый друг и единомышленник. Именно благодаря его участию в свое время "РГ" сумела реализовать в Бишкеке уникальный арт-проект - установить в столице КР памятник букве "Ы".

Работы литейщика с Урала стали важной частью кыргызской культуры
© Российская Газета

Иван - частый и желанный гость в Кыргызстане. Новый его визит связан с важным событием: в Национальном хирургическом центре (НХЦ) имени Мамбета Мамакеева открылась постоянная экспозиция, посвященная жизни и работе выдающегося хирурга, ушедшего из жизни в прошлом году. Мероприятие приурочено ко дню рождения одного из лучших деятелей кыргызской медицины. Главным экспонатом выставки стали... руки Мамакеева, отлитые литейным домом Дубровина.

- Иван, расскажите историю этой композиции?

Иван Дубровин: В один из приездов в Кыргызстан Аскар Айтматов (сын Чынгыза Айтматова - Прим. Ред.), с которым мы тепло дружим, познакомил меня с сыном академика Мамбета Мамакеева - Канатом. И он поделился заветной мечтой. Канат хотел отдать дань таланту отца и его вкладу в кыргызскую медицину, поставив ему - еще при жизни - памятник перед главным входом в хирургический центр. Я горд, что нам вместе со скульптором, народным художником КР Садабеком Ажиевым - для нас с ним это была первая совместная работа - удалось помочь осуществить такую мечту.

С этого проекта началась наша дружба с семьей Мамакеевых. После Канат озвучил новую идею. Он предложил запечатлеть руки выдающегося хирурга в бронзе. Я пришел в восторг от предложения. Ведь, по сути, это памятник рукам, которые спасли столько жизней, провели множество сложнейших операций. Садабек Ажиев поддержал идею и еще при жизни Мамакеева с его рук сделал потрясающей точности слепок, с которого мы уже отливали свою композицию. К сожалению, сам академик удивительную композицию уже не увидел. Но мы успели создать ее ко дню его рождения - к 1 октября. Сегодня академику исполнилось бы 98 лет. И сегодня же в музее НХЦ пройдет конференция, где и будет открыта постоянная экспозиция, посвященная Мамбету Мамакееву.

- Малые формы труднее отливать, чем большие?

Иван Дубровин: Нужно было пролить по слепку каждую линию, складку кожи, изгиб, особенность каждого пальца. Не буду описывать весь процесс, но скажу, что это была долгая и кропотливая работа. Руки хирурга мы отлили в натуральную величину. Права на ошибку, отмечу, у нас не имелось - гипсовый слепок был в единственном экземпляре. Повторить его, как вы понимаете, уже было невозможно. Я рад, что мы справились и все получилось!

Подставка композиции, кстати, выполнена из благородного малахита. Это очень символично. Зеленый - один из главных цветов медицины. Он символизирует жизнь. На подставке надпись, поясняющая и суть этой композиции: "В хирургии нет конструкции совершеннее, чем руки хирурга, созданные Всевышним. И этому соответствуют руки академика Мамакеева".

Хочу надеяться, что руки хирурга станут талисманом для студентов-медиков, действующих врачей, да и пациентов. Кстати, именно поэтому, понимая, что людям захочется "подержать" великого врача за руку, мы не стали накрывать композицию защитным куполом.

Целиком она весит 23 кг. Достаточно тяжелая, с одной стороны, и в то же время хрупкая. Мы упаковывали композицию так, будто она создана из самого тонкого и нежного фарфора, сделали предупреждающие наклейки. Перед отправкой в багаж, я ее перекрестил. Слава Богу, все долетело целое. Канат, увидев композицию, сказал, что, с одной стороны, очень грустно видеть руки и не иметь возможности ощутить тепло отца, с другой - радостно, что памятник таланту Мамбета Мамакеева станет достоянием народа.

- Иван, а как вы вообще появились в республике? Кто или что привело вас сюда?

Иван Дубровин: Есть в Кыргызстане общественный фонд Суйменкула Чокморова. Его председатель Сагынбек Абдрахманов в свое время учился в Уральском политехническом институте (УПИ) и уже много лет он возглавляет ассоциацию выпускников этого вуза. Абдрахманов сохранял теплые, дружеские отношения с ректором Станиславом Набойченко - он, к сожалению, три года назад ушел из жизни. Однажды Абдрахманов рассказал Набойченко об идее установить памятник великому актеру. Ну а тот, в свою очередь, напомнил бывшему студенту, что самые лучшие литейщики и металл - на Урале. И порекомендовал наш литейный дом. Вот так и появилась первая работа, связавшая меня с Кыргызстаном - скульптура Чокморову.

Потом последовали другие проекты. Без ложной скромности могу назвать замечательной реализацию таких идей, как композиция "Прощай, Гульсары!" по мотивам одноименного произведения Чингиза Айтматова. Она стала подарком кыргызскому народу. Среди знаковых работ литейного дома "Дубровин" могу также отметить точную копию статуи генерала Ивана Панфилова, установленную в центре Бишкека, памятник Чингизу Айтматову в сквере Русского театра драмы и памятник Ташкулу Керексизову.

- Как изменилась ваша жизнь после того, как в ней появился Кыргызстан?

Иван Дубровин: Я стал богаче. Не шучу! Для меня богатство определяется не состоянием цифр на банковском счете, а количеством друзей. Прилетая сюда, я точно знаю, что мне есть кому позвонить, и есть люди, которые рады и ждут меня с нетерпением. С каждым из них я становлюсь более наполненным разными философиями, культурами, смыслами. Делюсь своими взглядами, установками, и уже дальше по жизни мы идем вместе. Это здорово!

- В республике очень много по-настоящему талантливых детей, которые увлекаются живописью, лепкой. У вас не возникало идеи организовать, например, в Бишкеке мастер-классы или школу литья от Дубровина? Ваша энергия, опыт и знания могли бы мотивировать наших ребят!

Иван Дубровин: У нас в Екатеринбурге есть проект "Долина скульпторов", куда приезжают дети самых разных возрастов - целыми классами и школами.

Ребята гуляют, смотрят, общаются со мной и авторами выставленных произведений. Могут и вылепить что-то на примере существующих работ или по своему видению, но при поддержке профессиональных художников. Потом мы показываем детям мастерскую, знакомим с процессом литья. И неизменно, когда экскурсия заканчивается, я говорю нашим маленьким гостям, что если хотя бы один из них свяжет жизнь с этой нелегкой профессией, значит то, что мы делаем в рамках "Долины скульпторов", не зря.

Мне кажется, ужасно увлекательно, когда твоя работа, которую ты изначально можешь создать в глине или другом мягком материале, обретает форму в бронзе. Время становится над ней невластным. Это не лучшая мотивация? Причем не только для детей, но и для взрослых.

Что же касается Кыргызстана, я, конечно, буду рад поделиться с юными художниками своим опытом и идеями. Это может вылиться в замечательный проект! Есть повод задуматься.

К слову, моя дочь как-то спросила, в чем для меня кроется смысл жизни. Для себя я нашел ответ, который, как мне кажется, отражает мой земной путь. Смысл жизни - найти предназначение, данное Богом, и предназначение свое оправдать. То есть не лежать на диване, а максимально реализовать заложенную в тебя суть, не жалея сил.

Ключевой вопрос

- Что бы вам еще хотелось сделать для республики?

Иван Дубровин: Работу, посвященную эпосу "Манас". У меня есть свое видение этого произведения и его легендарного героя. Манас, на мой взгляд, действительно является символом целой страны. И этот проект мне хочется сделать вместе с моим соратником Садабеком Ажиевым.