60 оттенков Грымова

фото: пресс-служба театра «Модерн»

60 оттенков Грымова
© ГлагоL

Юбилей — это всегда отличный повод устроить праздник. Тем более, если ты — известный режиссер. Вот и Юрий Грымов в честь своего 60-летия (знаковая дата была, правда, еще 6 июля) в начале нового театрального сезона решил вынести празднование за рамки узкого круга и провести творческую встречу со своими зрителями в театре «Модерн». Он назвал ее просто: «60 вопросов Юрию Грымову». С подробностями — журналист Евгения Пименова.

Название «60 вопросов Юрию Грымову» неискушенного в «грымоведении» зрителя заранее могло настроить на серьезный разговор о современной культуре, о творческих планах, вдохновении и новых проектах. То есть на все то, что, как правило, является неотъемлемыми атрибутами встречи любого мастера и его публики. Словом, на формат расширенной формальной пресс-конференции, где «увенчанный» деятель искусств будет, подбирая слова, отвечать на предсказуемые и банальные вопросы.

фото: пресс-служба театра «Модерн»

Но это — Юрий Грымов. И поэтому «творческая встреча» оказалась и авторским бенефисом, и моноспектаклем, и киносеансом и искрометным стендапом — и все это почти на три часа (при заявленных полутора).

Один из излюбленных грымовских приемов — неожиданное начало действия еще до того, как откроется занавес. Удивил он и в этот раз. Пока публика занимала свои места, режиссер в строительной робе безмолвно сидел на освещенной сцене и внимательно разглядывал располагавшихся на своих креслах людей, спокойно потягивая что-то из фляжки.

Предваряя разговор со зрителями, Грымов решил, так сказать, подтянуть им «матчасть». И на внезапно появившемся экране была показана виртуозно смонтированная нарезка его самых успешных и кассовых работ — клипов, фильмов и рекламных роликов. Под оглушительный рок-металл мелькали кадры из клипов Алсу, Валерия Леонтьева, Витаса, группы «Белый орел», сериала «Казус Кукоцкого», фильма «Чужие».

фото: пресс-служба театра «Модерн»

Затем, пообещав быть «на 99% честным», он легко и без напряжения начал отвечать на рандомные вопросы, которые приходили на специальный номер или же поступали из зала.

Так о чем же говорил Грымов?

Помимо обязательных рассуждений о высоком, он рассказывал, как, служа в армии, чуть не утопил танк в болоте, как работал на заводе, а затем стал манекенщиком у Славы Зайцева, травил режиссерские байки и делился историями со съемок (например, как он смущался снимать жесткие постельные сцены или был арестован в Египте за провоз муляжей оружия для очередной картины). Он говорил о том, какую роль в его творческом становлении сыграл режиссер Петр Фоменко, как жалел, что не смог больше и глубже пообщаться с такими мэтрами отечественного кинематографа, как Георгий Данелия и Эльдар Рязанов… А кроме того, дал зрителям мастер-класс по культуре употребления вина: «Пейте хорошее, не пейте плохое!».

Из грядущих планов и задумок — анонсировал скорую выставку собственных скульптур «Три типа женщин России», которая пройдет в одном из московских музеев. Заметил, что был бы не прочь поставить что-то из Пелевина. А в следующем году планирует выпустить новый спектакль — «что- то, от чего все будут в шоке» и то, что он «сам от себя не ожидал».

Вообще, Грымов известен своей любовью к разговорному жанру — он регулярно читает арт-лекции, преподает школьникам и студентам, а также частенько устраивает спонтанные беседы со зрителями после спектаклей. Кроме того, периодически в театре проводятся открытые репетиции, куда тоже можно купить билет и ненадолго влиться в режиссерские будни и театральную рутину. Видно, что он любит общаться со своим зрителем, не уходит от провокационных вопросов, намеренно сокращая дистанцию между собой и публикой.

Считается, что 60 лет — пик творческого расцвета, когда опыт, знания, внутренняя глубина и жизненный тонус находятся в идеальном балансе. Во всяком случае, Грымов этот тезис точно подтвердил.