Юрий Маковский: «Умный юмор – это навсегда!»
Пьеса Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки» написана в 1761 году, в последний год жизни автора в Италии. На сцене областного драматического театра «Кьоджинские перепалки» открыли 234-й сезон. В Курске пьесу поставили впервые. В нашем городе Маленькую Венецию, как называют Кьоджу во всём мире, воссоздал заслуженный деятель искусств Республики Крым режиссёр Юрий Маковский. Это уже четвёртая его работа в Курске. В 2021 году куряне с удовольствием посмотрели его «Школу жён» по пьесе Мольера, в 2022 году с восторгом приняли эксцентричную комедию «Моя жена – лгунья», а в 2024 году Юрий Маковский поставил Шекспира – «Много шума из ничего». Мы встретились с режиссёром, чтобы поговорить о театре, нестареющем юморе и работе над спектаклем. Вечные темы – Юрий Владимирович, говорят, что рассмешить зрителей гораздо труднее, чем заставить их плакать. А вы в Курске ставите только комедии… – Да, я очень люблю комедии. Наверное, это самый главный мотив. К тому же «Кьоджинские перепалки» – революционная комедия. До неё существовали комедия дель арте, комедия масок и прочее. Это был другой театр. А Гольдони написал комедию характеров: актёры выходили на сцену без масок. Он так точно и прозорливо описал характеры кьоджинцев, что они актуальны и по сей день. – Думаете, образы близки современному зрителю? – Да, конечно. Эта комедия о любви, ревности, сплетнях, зависти – о том, что всегда присуще человеку. Кьоджинцы – простые люди, и их страсти прямые, неприкрытые. Если я ревную, то ревную по-настоящему, не скрыто. В этом особенная прелесть пьесы. Кьоджа – маленький посёлок, где все семьи живут бок о бок. Мужья уходят в море, а мелочи становятся поводом для конфликтов и драк. В «Кьоджинских перепалках» пустяковая размолвка едва не разрушила счастье многих. Это тема актуальна и для современных семей. И сегодня из маленькой ссоры может вырасти большой конфликт, после которого восстановить отношения очень непросто. – С годами меняется язык, обновляется лексика. А здесь – 1671 год. Может ли юмор не стареть? – Умный юмор – это навсегда. Чарли Чаплин, Мольер – они вечны. Иногда спрашивают, почему в современной драматургии нет таких же гениальных пьес? Написано уже так много, что для создания чего-то грандиозного и талантливого должны пройти столетия. – Чем лично вам близка эта пьеса? – Я из Севастополя, вырос у моря. Мой отец любил рыбачить, была у него и своя лодка. Отец всегда брал меня с собой. Рыбацкий посёлок был для меня как сказка, настоящий пиратский мир. Помню, как после работы мужчины, загорелые бородатые дядьки с татуировками на груди, собирались, мастерили шлюпки, делали моторы. Это были люди другой эпохи, и они разговаривали на особом, «солёном» языке. – Юрий Владимирович, вы любите тонкий юмор. А ведь в разных городах его, наверное, воспринимают по-разному? – Дело не в зрителе, а в спектакле. Успех зависит от множества факторов: материала, культуры подачи юмора, актёрского состава. Не каждый человек может быть смешным. Иногда ты слушаешь анекдот, и уже в середине начинаешь смеяться, а бывает, рассказчик ведёт историю до конца, и только плакать хочется. Комедия требует от актёров особой природы. Важно, чтобы команда была сплочённой, чтобы актёры и режиссёр понимали друг друга с полуслова. Потому я никогда не делю зрителей на тех, кто понял, и тех, кто не смог. Зритель всегда готов воспринять талантливую актёрскую, режиссёрскую работу. Получился ли спектакль, показывает премьера, накануне – самое волнительное время. Комедия требует живого контакта. Потому мы всегда с нетерпением ждём первой встречи со зрителем. – Есть ли актёр, которого вы могли бы назвать своим талисманом? – Я бы очень хотел, чтобы в «Кьоджинских перепалках» работал Александр Швачунов. Он играл во всех моих спектаклях. Он мастер комедий, один из очень немногих актёров страны, кто обладает качеством характерного актёра. (В этот раз Александр Швачунов готовил премьеру своего спектакля в качестве режиссёра, потому не участвовал в спектакле «Кьоджинские перепалки». – «КП».) В нескольких спектаклях я работал с Михаилом Тюленёвым. С ним мне всегда комфортно работать. В нашем спектакле он раскрывается в новом качестве, у него совершенно новый образ простого рыбака. При первом просмотре его не сразу узнал даже художественный руководитель. Это было удивительно. Мы быстро нашли общий язык и с Еленой Гордеевой, также обладающей качеством характерной актрисы: очень смешная. Сколько тонкого юмора! А вообще мы отлично поработали со всеми актёрами труппы. Комедии нужны как никогда! – Что было самым сложным при создании спектакля? – «Кьоджинские перепалки» – это комедия характеров. Сложность была – работа с двумя составами актёров. Придумать образ каждого персонажа – непростая задача, которую мы решали вместе с каждым исполнителем. Два состава – это фактически два разных спектакля. Тем и интересен этот жанр. – Кто работал над сценографией и костюмами? – Художник-постановщик – Наталья Лось, художник Севастопольского академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского, очень востребованный художник, с хорошим образным видением. В Курске мы вместе работаем уже над третьим спектаклем. Работая над «Кьоджинскими перепалками», мы изучали исторические костюмы: гравюры итальянских художников, живописные полотна, которые отображали то время. Кьоджа – очень известный посёлок в нескольких километрах от Венеции, уже в XIX веке ставший туристической Меккой. В сценографии мы решили сделать простые, но выразительные элементы: два домика, пирс. Хотелось ощутить воздух, море, простор. – Юрий Владимирович, известно, что вы сами работаете над музыкальным оформлением спектаклей. Кто занимался музыкой здесь? – В основе лежат темы итальянского композитора Нино Рота. Там есть всё – национальный колорит, любовь, лирика, задор и страсть. Музыка идеально поддерживает атмосферу. – Наверняка на спектакли придут и те, чьи жизни изменились трагически, кто многое потерял… – Да. И поэтому именно комедии сейчас нужны как никогда. Люди пережили много горя, страданий. Если зрители придут и восполнят хотя бы частичку утраченного, отвлекутся от переживаний – это уже успех. – Кого из современных авторов хотелось бы поставить? – Молодые драматурги присылают мне свои пьесы, но никто пока не написал ничего сильнее Гоголя, Чехова, Островского. В январе этого года я поставил пьесу Григория Горина «Прощай, конферансье» в Центральном академическом театре Российской Армии в Москве. Для меня это было настоящее открытие! Пьеса незаслуженно забыта и редко ставится. Она о людях нашей профессии, о фронтовых бригадах актёров. В будущем мне бы хотелось продолжить работать с классикой. Хотелось бы инсценировать произведения Достоевского. В них столько материала, который так созвучен дню сегодняшнему. Театр всегда развивается, всегда есть место для творчества, и каждый новый спектакль – это новое открытие. Что ждать в новом сезоне На открытии 234-го театрального сезона зрители стали гостями на тройной итальянской свадьбе: первой премьерой стал спектакль по пьесе Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки», а в минувшие выходные состоялась премьера на малой сцене. Зрители увидели спектакль «Ненормальная». Новая работа заслуженного артиста России Александра Швачунова поставлена по пьесе Надежды Птушкиной, написанной в 1992 году. Вслед за курскими премьерами любителей театра ожидает несколько интересных постановок из Москвы. В октябре в Курск приезжает Московский губернский театр. 20 октября зрителей ждёт встреча с чеховской «Дамой с собачкой». 21 октября – спектакль «Поэтическое кафе «Луч», в основе которого музыка и стихи периода советской оттепели 60-х годов XX века. В начале ноября Московский театр Олега Табакова в Курске представит спектакль «Ревизор», в котором Городничего сыграет народный артист РФ Владимир Машков. В конце ноября на сцене Курского театра выступит Государственный театр наций с постановкой «Кто боится Вирджинии Вульф?» по одноимённой пьесе Эдварда Олби. Кроме того, с 22 по 25 апреля в Курске впервые будет проходить театральный фестиваль комедии «Позитив». Театры России и Белоруссии представят самые смешные спектакли. Сразу после фестиваля в Курске начнутся гастроли театра Белоруссии. Сегодня из репертуара Курского театра имени Пушкина ушли два спектакля – постановка по пьесе Ива Жамиака «Месье Амилькар, или Человек, который платит» и «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина. Несколько лет назад сошёл со сцены и спектакль по пьесе Рэя Куни «Номер 13», который имел большой успех – работа Юрия Поплавского. В новом сезоне «Номер 13» оживёт с новыми силами. Восстановление спектакля возьмёт на себя заслуженный артист РФ Александр Швачунов. Новичком труппы стала Дарья Кветная, выпускница Воронежского государственного института искусств и Курского колледжа культуры. Она дебютирует на сцене театра ещё в одной премьере – в новогоднем спектакле режиссёра Веры Анненковой «Емелино счастье». Драму «Гроза» на курской сцене поставит режиссёр Вячеслав Сорокин. Репетиции начнутся после Нового года, но макет декорации уже готов. Остаётся тайной, кто воплотит образы главных героев. В репертуаре театра есть комедии Александра Островского. «Теперь хочется поставить драму», – отметил Юрий Бурэ. Александр Швачунов начнёт репетировать детский мюзикл «Сокровища капитана Флинта». Также в этом сезоне начнутся репетиции новой работы Сергея Виноградова: гоголевский «Ревизор» в его прочтении откроет уже следующий, 235-й сезон. В постановке будет занята вся труппа. КАПЛО ГОЛЬДОНИ О СВОЕЙ ПЬЕСЕ: «В дни моей молодости я занимал в Кьодже должность коадъютора по уголовным делам. Мне приходилось иметь дело с многолюдной и шумной толпой рыбаков, матросов и кумушек, которые проводили всё своё время на улице. Я хорошо изучил их нравы, их своеобразный язык, их весёлый и лукавый характер, и мне было легко изобразить это в пьесе. А в Венеции, которая находилась всего в восьми милях от Кьоджи, мои модели были хорошо известны. Поэтому пьеса имела блестящий успех». Елена ГАМОВА