Выставка "Выбор Марины Бессоновой" рассказывает о роли личности в музее

Выставка "Выбор Марины Бессоновой" приурочена к 80-летию со дня рождения одного из самых известных кураторов, хранителя коллекции французской живописи XIX-XX веков Пушкинского музея, создателя в музее фонда "Объекты и инсталляции".

Выставка "Выбор Марины Бессоновой" рассказывает о роли личности в музее
© Российская Газета

Чтобы понять, какого уровня исследователем и куратором была Марина Александровна Бессонова (1945-2001), достаточно упомянуть, что она была куратором с советской стороны легендарной выставки "Москва - Париж", открывшейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1981 году.

Это была та самая выставка, когда впервые к зрителям в СССР из запасников вернулся "Черный квадрат" Малевича - два года спустя после того, как крупные музеи мира отметили столетие Казимира Северьяновича проектами, посвященными русскому авангарду и Октябрьской революции. Среди тех выставок 1979 года, которые вошли в историю искусства ХХ века, был проект Центра Помпиду "Париж - Москва", созданный вместе с советскими музеями. Две трети работ были из музеев СССР, в том числе в Париж приехали работы Михаила Матюшина, Владимира Татлина, Ивана Клюна, Любови Поповой, Ивана Пуни, Александра Родченко, Антона Певзнера, Наума Габо, Александры Экстер… И конечно, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Василия Кандинского… Выставка в Помпиду, продлившаяся полгода, стала фактически первым триумфальным возвращением русского авангарда в музеи мира. Критики тогда писали, что для того, чтобы СССР дал работы художников, о которых в стране даже в художественных школах старались не упоминать, нужно было политическое и дипломатическое чудо.

Но настоящим чудом было то, что этот парижский проект получил продолжение в Москве. Выставка "Москва - Париж", активно поддержанная Ириной Александровной Антоновой, открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1981 году. Кураторский коллектив возглавлял Понтюс Хюльтен, тогда работавший в Центре Помпиду. Марина Александровна Бессонова состояла в этом кураторском коллективе ГМИИ им. А.С. Пушкина. Кроме ее блестящего французского и английского в работе над этим первым "перекрестным" межмузейным проектом двух стран как нельзя более к месту оказалась широта ее профессиональных интересов. Как человек, работавший в музее с коллекцией французской живописи XIX-ХХ веков, то есть прежде всего с работами из коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, она прекрасно видела диалог художников начала ХХ века с европейской живописью. Как человек, увлеченно изучавший Анри Руссо, и исследователь наивного искусства, она понимала корни футуристических работ Гончаровой и Ларионова. Как искусствовед, работавший с современным искусством, она знала контекст мирового искусства ХХ века, для которого открытия русского авангарда стали во многом точкой опоры.

Нынешняя выставка, которую создавали Елена Зиничева, Александра Данилова, Екатерина Ефимова, конечно, прежде всего мемориальная. Но редкие книги, фотографии из архивов семьи и музея, переписка в связи с подготовкой выставок, каталоги и снимки экспозиции проектов, которые готовила Бессонова как куратор, - лишь часть проекта. Другая часть - работы фонда "Объекты и инсталляции", который возник благодаря усилиям Марины Бессоновой и положил начало коллекции отечественного и зарубежного современного искусства в ГМИИ им. А.С. Пушкина. На выставке можно увидеть монументальных "Двух девушек в троллейбусе" Бориса Турецкого, озорную работу Леонида Сокова "Медведь и Мэрилин Монро", бюст "Групповой портрет с лентами" Бориса Орлова, "Окно XIV" Ивана Чуйкова… Оказывается, в запасниках Пушкинского - знаковые работы современных художников. Причем не только российских. На выставке - изящная вертикальная "лента" фотографий, показывающая экспозицию знаменитой выставки "Классический музей и современное искусство", которую Бессонова сделала в 1992 году. На ней можно увидеть героев и нынешней выставки - "Башню" Эдварда Лазиковского, сложносочиненный портрет "Дон Жуана", отважно выступающего под малиновым стягом с чем-то вроде кочерги наперевес (таким этот вечный типаж увидел Владислав Хасиор), брутальный триптих Свилена Блажева "Сочельник" и недосягаемый "Рай" Владислава Хасиора…

Александра Данилова, один из кураторов этой выставки, вспоминая о работе с Мариной Александровной, напомнила об одной ее реплике: "Я участник художественного процесса…" Эта выставка словно продолжает эту мысль Бессоновой: не только куратор, исследователь и хранитель искусства - участник художественного процесса, но и музей. Музей не мыслим без современного искусства, поиска нового художественного языка, открытости эксперименту и миру. Проекты, которые делала как куратор Марина Бессонова, будь то "Поль Гоген. Взгляд из России" или "Матисс в Марокко. Живопись и рисунок. 1912-1913", тому свидетельство.

Наконец, эта выставка выходит далеко за рамки мемориальной еще и потому, что напоминает, как в искусстве и в музее важна личность. Крупная личность, которая не исчерпывается набором функций. Воспоминания о Марине Александровне, которые можно почитать в проекте, подготовленном студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ, приоткрывают яркое своеобразие, талант и человеческую уникальность Бессоновой.

Афиша

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Волхонка, 14

До 18 января