В Театре Вахтангова открылся мультимедийный выставочный зал "Гений места"
В Театре Вахтангова открылся необычный мультимедийный музей, экспозиция которого посвящена театральной истории. Здесь она рассказана голосами множества артистов и даже одной ожившей статуи. На каждый сеанс пускают тринадцать человек - "вахтанговское" число.
Входим в первый зал, который встречает разноголосьем режиссеров. Их тоже тринадцать, но портреты в экспозиции расположены не в хронологическом порядке, а так, будто каждый сам себе присматривал уютный уголок и товарищей в соседи. У самого входа - Евгений Вахтангов, а по соседству - Римас Туминас. В другом конце зала застывают в молчаливом диалоге Всеволод Мейерхольд, Николай Акимов и Петр Фоменко.
И вот свет гаснет, и начинается магия. Пространство оживает: то тут то там вспыхивают лампы, высвечивая костюмы, фотографии и макеты декораций. Начинается настоящий аудиоспектакль с рассказчиками и артистами, грамотно вписанный в достаточно небольшое пространство. Центральная колонна зала превращается в экран, где архивные кадры сменяются рассказами Сергея Маковецкого и Марии Ароновой. В хронометраж около сорока минут мастерски вписаны истории: например, о том, как Всеволод Мейерхольд помог сохранить наследие Вахтангова, или благодаря кому третья студия МХАТа превратилась в театр.
Раскрывать всех сюрпризов не хочется, выставка объясняет, как в историю театра вплелись самые разные названия и имена режиссеров: от "Виринеи" Алексея Попова и легендарного акимовского "Гамлета" до, например, "Без вины виноватых" Петра Фоменко, "Бесов" Юрия Любимова. Особенно трогательно звучат воспоминания вахтанговцев о Римасе Туминасе, почти пятнадцать лет возглавлявшем театр.
Для тех, кто в музее больше любит смотреть, чем слушать, тоже раздолье. Под портретами - витрины и ящички с документами. Среди экспонатов макет спектакля "Анна Каренина" Романа Виктюка. Директор Театра Вахтангова Кирилл Крок говорит, что макет передала вдова сценографа Олега Шейнциса. Рядом платье Анисьи для спектакля Александры Ремизовой "На золотом дне", после премьеры которого о молодой артистке Юлии Борисовой заговорила вся театральная Москва.
Второй зал посвящен истории легендарного здания на Арбате, 26. Здесь зрителей ждет необычный аттракцион: их рассаживают на диван в форме круга, установленный на вращающейся платформе. Повествование об истории Дома, который много раз перестраивали, снабжают архивными фотографиями и документами.
Самые трагичные страницы посвящены истории театра в годы Великой Отечественной войны. Когда в здание Театра Вахтангова попала бомба, погибли работники театра и актеры Василий Куза и Николай Чистяков. Сам театр оказался разрушен, его долго восстанавливали.
Белые стены, выполнявшие роль экрана, исчезают, а перед зрителями оказываются музейные витрины. Теперь экскурсию ведут ожившие экспонаты. Солирует старинная статуя, доставшаяся музею, как рассказал директор Кирилл Крок, от бывшего владельца особняка Василия Берга. За годы своей непростой "жизни" статуя успела полюбиться разным театральным режиссерам. Кроме статуи, здесь и Шапка Мономаха из спектакля "Великий Государь", веер Цецилии Мансуровой для спектакля "Много шума из ничего", а рядом дирижерская палочка графа Николая Шереметева…
Кирилл Крок говорит, что музей готовили к открытию около года. Его обустраивали на деньги, полученные от спектаклей, гастролей и деятельности Дома Вахтангова во Владикавказе. Экспозиция дополнялась разными экспонатами. Больше всего времени и сил ушло на создание видеографики, которая сделала этот музей почти волшебным.