Школьников научат финансовой грамотности

Механизм инициативного бюджетирования позволит ученикам самим решать, что нужнее в их школе, — строительство теплицы, оборудование спортивной раздевалки или установка USB-розеток. При этом школьники смогут рассчитать стоимость своей идеи и сами контролировать расходы на ее реализацию. Как работает этот механизм и какое влияние оказывает на финансовую грамотность подрастающего поколения, разбиралась «Парламентская газета».

Школьников научат финансовой грамотности
© Парламентская газета

Сами придумали, сами посчитаем

Финансовая грамотность сегодня необходима не только взрослым, но и детям. Речь не просто о планировании карманных расходов, современному школьнику надо понимать, что честно заработанным доходом может считаться лишь тот, с которого государству уплачены налоги. Такие знания уберегут молодых людей и от сомнительных заработков, предлагаемых мошенниками в интернете.

С 1 сентября 2022 года в школах преподают финансовую грамотность на уроках по ряду предметов. Однако, по мнению руководителя дирекции инициативного бюджетирования в государственных программах НИФИ Минфина Дмитрия Шатохина, недостаток таких бесед — излишнее теоретизирование.

«Совсем по-другому ребята начинают усваивать понятия финансовой грамотности, когда получают реальную возможность участвовать в осуществлении выдвинутой ими идеи по улучшению школьного образовательного пространства, включая расчет стоимости, поиск источника средств и конечную реализацию», — рассказал он в пресс-центре «Парламентской газеты».

Возможность связать финансовую теорию с реальностью молодое поколение получило после принятия поправок в закон о молодежной политике в 2024 году.

«Благодаря этому документу у молодежи появилась возможность участвовать в так называемых проектах инициативного бюджетирования», — пояснила заместитель председателя Комитета Госдумы по молодежной политике Юлия Саранова.

Она напомнила также, что тема инициативного бюджетирования в среде молодежи звучит и в Стратегии молодежной политики до 2030 года, и в национальном проекте «Молодежь и дети».

Подробнее о том, что же такое инициативное бюджетирование в школьной среде, рассказал «Парламентской газете» руководитель Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Вагин.

«Мы начали работу по внедрению этого механизма пять лет назад. После принятия закона популярность таких проектов среди школ растет стремительно. За год было реализовано 2300 школьных проектов по схеме инициативного бюджетирования», — уточнил он.

Механизм прост: школьники сами выбирают проект улучшения образовательного пространства своей школы или пришкольной территории. Это может быть оборудование школьных рекреаций USB-розетками, модули с полками для рюкзаков перед входом в столовую, новое оборудование для театральной студии или постройка теплицы на школьном дворе. Когда проект выбран большинством учащихся, начинается расчет его стоимости и поиск инвестора. Примечательно, по словам Вагина, что на всех этапах, включая контроль расходов, школьники принимают самое активнее участие, и это работает намного лучше чтения скучного учебника на факультативах по финансовой грамотности.

Эффект от таких занятий множественный, уверен эксперт. Помимо финансовых знаний, при выборе проекта ребята получают возможность поучаствовать в школьном самоуправлении, что крайне важно для формирования личности. Сейчас механизм школьного инициативного бюджетирования уже работает более чем в двадцати регионах, и его, по мнению эксперта, нужно развивать.

Этой задаче был посвящен первый международный слет команд школьного инициативного бюджетирования, организованный Академией школьного инициативного бюджетирования. Участники из 15 регионов обменялись опытом с ребятами из Армении, Казахстана, Киргизии, Узбекистана.

«Масштабирование такого опыта позволит в скором времени создать единую методику преподавания финансовой грамотности в школе на основе реальных проектов, реализуемых учениками. При этом очень важно соблюдение принципа инициативности при выборе проекта. Он должен идти от желаний школьников, а не от желаний директора или родителей», — считает Владимир Вагин.

Средства найдутся

Эти проекты не получают средства из федерального бюджета, напомнил Вагин

«В основном это деньги регионов или муниципалитетов. При этом следует учитывать, что школьные проекты относительно недорогие: от 50 до 300 тысяч. Редко их стоимость подходит к миллиону. Сейчас, когда приняты поправки в законодательство, региональные власти имеют определенные лимиты на финансирование молодежных инициатив. Бюджеты регионов разные, но все-таки такой объем финансирования отыскать там не проблема».

Юлия Саранова рассказала о взаимодействии в продвижении школьных инициативных проектов с региональными властями в Тверской области: 

«Существуют госпрограммы, в которых зашиты средства на реализацию молодежных инициатив. Например, программа «Регион для молодых», часть федеральных субсидий на нее можно выделять на проекты школьников. По решению губернатора Тверской области на эти цели в регионе сегодня выделяют не менее 10 процентов федеральной субсидии. А это почти 43 миллиона рублей».

Проекты инициативного бюджетирования предполагают и софинансирование со стороны внебюджетных источников: некоммерческих организаций, спонсоров, фондов.

Но еще предстоит поработать над совершенствованием законодательства. Понятие инициативного бюджетирования есть в законе о молодежной политике и в законе о местном самоуправлении. Но в последнем заложено участие в таких проектах молодых людей от 18 лет.

«Это скорее о студенчестве, а не о школьниках», — пояснил Вагин, отметив, что такие ограничения затрудняют финансирование школьных инициатив и выделение на них средств из госпрограмм.

Другая проблема — тематика проектов, в которых могут участвовать школьники.

«Представленный в законодательстве перечень таких проектов очень ограниченный. Его необходимо расширять с учетом школьных инициатив», — считает эксперт.

Юлия Саранова с такой позицией согласна: 

«Учитывая растущий запрос среди школ на участие в проектах школьного инициативного бюджетирования, мы намерены адаптировать законодательство с целью расширения участия школьников».